воскресенье, 23 марта 2014
Мэри Энн Эванс (Джордж Элиот) "Мидлмарч"Мэри Энн Эванс явно была очень обстоятельной женщиной. Она написала книгу, которая на моем ридере заняла более 2000 страниц, и в печатном виде, вероятно, может использоваться в качестве средства самозащиты. Такое огромное количество текста – и ни одной лишней страницы, ни одного абзаца, без которого можно было спокойно обойтись. Это ли не признак мастерства?
Впрочем, несмотря на объемы книги, путешествие по английской провинции – а все события «Мидлмарча» разворачиваются сугубо в английской провинции, которая стала объектом читательской любви очень многих, – не кажется затянутым. За вечер этот талмуд, конечно, не одолеть, потому как провинциальная жизнь не терпит спешки, но добраться до последней страницы можно куда быстрее, чем предполагалось изначально.
Мидлмарч – своего рода социальный заповедник. Больше всего внимания писательница уделяет ценностям и укладу жизни представителей среднего класса, но не обходит стороной и бедняков, и мелкую аристократию. При этом она не ограничивается созданием энциклопедии под условным названием «Как выжить в провинции: пособие по интригам для начинающих». С равным вниманием – и равной иронией – Эванс, больше известная публике под псевдонимом Джордж Элиот, изучает институт брака. На выбор представлено несколько моделей супружеских отношений, каждая по-своему интересная и каждую можно найти среди своих вполне реальных знакомых. Реализм происходящего в целом впечатляет.
Он касается и характеров персонажей, над которыми, с легкой руки авторки, невозможно не подтрунивать. Например, экзальтированная и не в меру набожная Доротея, совершенно оторванный от реальности и полагающий себя ее знатоком мистер Брук, мистер Фербратер - священник, играющий в вист, влюбленный повеса Фред Винси, самая красивая и, как водится, самая избалованная барышня города Розамонда – список можно продолжать еще долго. Но забавно то, что к концу многие персонажи становятся как бы зеркальными отражениями друг друга – Доротея меняется местами со своей младшей сестрой, Фред Винси заменяет собой талантливого и, скажем откровенно, слегка самодовольного доктора Лидгейта, и так далее. Наблюдение за этими метаморфозами отлично поддерживает читательский интерес наряду с сюжетными перипетиями – а их на удивление много, хотя, казалось бы, какие могут быть сюжетные повороты в чопорном английском городишке. Свадьбы и издержки семейной жизни отнюдь не заполняют собой все текстовое пространство – хотя переженить Эванс умудрилась практически всех. Здесь есть еще земельная реформа, выборы в парламент, организация новой больницы, голосование за приходского священника (важное дело, между прочим), мешок семейных тайн и их постоянные спутники – шантажисты, да мало ли что еще. В конце концов, английская классика в своем лучшем проявлении найдет, чем заинтересовать.
@темы:
Это вещь!,
Мой прогресс