Нина Берберова злой писатель. Не человек злой, а именно писатель.
Вторая уже вещь, которая меня расстроила до невожможности, прямо выбила почву из-под ног.
Первой была "Аккомпаниаторша", теперь "Облегчение участи".
Офранцузившийся русский негодяй и пустышка, прямо недотыкомка какая-то, устраивает свою эмигрантскую судьбу с помощью мачехи и тайком от матери, к первой ходит завязывать полезные и шикарные знакомства, вторую селит на верхнем этаже дома, где не работает лифт, ходит рассказывать о том, какой он молодец, радость и опора на старости лет.
Ходить герою вообще приходится много - он страховой агент, страхует на случай смерти. Говорит о конце всего сущего с цинизмом, который мне по началу даже показался напускным, настолько он беспощаден. Где-то его принимают с радостью, которая происходит от легкомыслия, где-то спускают с лестницы. Где-то приглашают придти в следующий раз, как оказывается, чтобы поговорить о смерти и о вечности.
Герой успешен, его любит начальство, любят женщины - к которым он настроен так же цинично, как и к смерти.
На пути ему встречается женщина невинная и неспорченная, пушкинская Татьяна (почти прямое сравнение есть в тексте). Он проводит с ней ночь и после вспоминает: "Денег не взяла. Милая девочка. Была так напугана!". А "милая девочка" тем временем уже в морге - ночью она открыла газ (вспомнился отрывок из автобиографического "Курсив мой" как Ходасевич спрашивал у Берберовой "не открыть ли газик?").
Узнав о самоубийстве герой чувствует страх - не узнает ли кто, не заподозрит ли, но и чувствует что-то более ужасающее читателя - чувство освобождения от той тоски, которая повилась в нем после встречи с этим чистым и хрупким существом.
читать дальше