1. Я. Гашек, "Похождения бравого солдата Швейка". Недавно перечитывала. Грубоватый, но цепляющий юмор. Военные действия в книге упоминаются мало(все-таки юмористическое произведение) но о них автор зачастую пишет совершенно серьезно и мрачно, как о репрессивном аппарате империи.
2. Дина Рубина: а) "Последний кабан из лесов Понтеведра". Израильский городок середины 90-х, будни матнаса(то бишь культурного центра), интриги: директриса музыкальной школы против директора; директор крутит роман одновременно со сводной сестрой(в детстве-то они думали, что двоюродные! ) и еще с одной землячкою, бешено его ревнующей. Муж сестры, уродливый карлик, талантливый художник, делающий жуткие муляжи(за что его очень любят местные детки и опасаются работники матнаса ); с отчаянием понимает, что жена его не любит, а терпит из жалости, и прячет свою тоску и отчужденность под шутовской маской... И да, там тоже полно юмора, несмотря на трагизм.
б) "Камера наезжает!.." Воспоминания автора(не знаю, насколько точные ) о том, как по её рассказу в середине 80-х снимали фильм. Кондовый маразм советской цензуры на каждом шагу. Название, собсно, от любимого приема режиссерши: "крупный план, из глаза героя выкатывается слеза... Это все равно что на сирот-дебилов просить: только последняя сволочь не подаст". Колоритнейшие персонажи(наверно, сильно-таки "приукрашенные" и "заостренные" автором ) Изначальный рассказ в процессе фильмования исказили до неузнаваемости; автора особенно потрясло, что речи актеров особо были не нужны: "приедет "укладчица" и всех уложит!"
3. Бернард Корнуэлл, "Последнее королевство". Об английском мальчике 9 в., выросшем среди викингов, под давлением обстоятельств(его хозяина со всей семьей и дружиной убили, а вину пытались свалить на него) вернувшемся к своим, и потом уже сознательно предпочевшем их сторону. В финале именно он(хотя это и вымышленный перс ) придумывает план битвы, где англосаксы нанесли сильное поражение датчанам и , видимо, не дали этим Англии стать датской. И герой понимает что воспоминания детства - это одно(впрочем, автор "помог" ему, убив почти всех его близких датчан ), а судьба его страны и народа - другое.
4. Андрей Вансович, "Гламур подкрался незаметно(Задоринки и смехарики)"
lib.rus.ec/b/137479/read