Для начала похвастаюсь. Я прочитала "историю государства Российского". Одолела-таки. И она мне даже понравилась. Единственное, что раздражает - это упорное желание абсолютно всему дать нравственную оценку, да еще и такую прямолинейную. И никакая объективность не ночевала. Одного Годунова отчихвостили так, что даже неловко. Правитель-то он был хороший. Имеется в виду, качественно. И даже жаль, что он не смог ни завершить, ни установить надежно своих реформ.
Еще одно хвастовство - Дикенс, "Холодный дом". Немного ослабляли внимание постоянные перебивы повествования, то вездесущий автор, то юная наивная Эстер со своей автобиографией. Изображение кое-где очень злое, как, например, образ матери Кедди, а кое-где, наоборот, акварель, как леди Дедлок. Что особенно понравилось, так это Ричард. Восхитительный образ, такой милый юноша, которому просто нет необходимости выбирать, он и не выбирает. Очень логично. А вот его псевдомилый инфантильный друг вовсе не вызвал симпатий. Думаю, все согласятся, что ему просто выгоднее быть вечным дидятем.
Агата Кристи. Спящее убийство. Для Кристи с ее трезвостью (вспомните "Загадку Ситтафорда" или "Смерть приходит в конце") очень необычно. Такая таинственная книга об убийстве, которое дремало много лет, которое было увидено и забыто, которое проснулось и едва не растерзало душу молодой счастливой женщины. Не стоит будить убийств.
Айрис Мердок. Единорог. Немного о том же. Не стоит вмешиваться в установившийся порядок. Все будет тому сопротивляться. Ханна, заточенная в доме суровым мужем, терпит это, отказывается от спасения, сопротивляется. Она Единорог, Христос, страдающий за неведомый грех. И ей это по душе. по сердцу. правильно. Вокруг нее мирок странных связей и непонятных причин. И Мэриан, ее компаньонке, не стоило в него врываться и ломать в конечном итоге.
А вообще для 20 века очень фабульная книга. Вы понимаете, что я имею в виду.
А еще я с довольствием прочла "Пуритан" Вальтера Скотта. Очень интересный роман, тот самый, который Печорин читал перед дуэлью. О любви, о войне, о чести, о решениях, о совести и о чувствах. Герои, наверное, немного сценичны, но не карикатурны, а чисты и прекрасны. И появляется романтическая мысль - да. сейчас таких нет. А раньше были.
два романа Ремарка. Один "На западном фронте без перемен". Что меня больше всего добило - это лошади и книжная полка. Которую главный герой уже не может воспринимать. Он войной оказался отрезан и оторван от себя прежнего. Поэтому и страдает. И погибает, не замеченный. Потому что "без перемен". И другой роман "Три товарища". Книга светлая с темнотой. Тоже овеянная войной. Радость есть, но не слишком долгая. После нее все больнее. А ради этой радости приходится расстаться с надеждой - с тем самым замечательным "Карлом". Когда я читала о смерти Пат, мне было не так мучительно, как тогда, когда я читала о продаже маленького чудесного и шустрого автомобиля.
Стругацкие, страна багровых туч. Если честно, о таких планетах я еще не читала. Это не щедро гостеприимный марс. который затянет и сделает своим. Это не всевозможные планеты, которые встречают с распростертыми объятьями. Это урановая Голконда. Венера. Она оказалась суровой хозяйкой (жаль, я не могу сравнить ее с Луной, надо будет прочесть). Ради того, чтобы чего-то от нее добиться - приходилось платить жизнями, душами, болью. И самое страшное - нельзя было даже закрыть лица руками в извечном жесте страдания - потому что шлем. И главным было не победить погибнув. нет, это стало бы поражением. Во что бы то ни стало - вернуться. Вот что стало главным и необходимым. и немногие из немногих это сделали.