Мои впечатления.
читать дальше"Лунной ночью"
Так и не понятно, как на самом деле всё было — есть простор для фантазии.
"Пиратка"
У главного героя сценарий: терять близких, уходить в запой и убить себя. Сначала он потерял так жену, потом детей, а потом "Пиратку". И повторял, и повторял, пока не закончил самоубийством. Трагично.
"Святая любовь"
Просто иллюстрация на тему: у каждой девушки есть прошлое, наивный мальчик, если где-то любовь платоническая, то в другом месте плотская, берёт деньги у одного и даёт другому.
"Жизнь"
По-моему, этот рассказ о том, что счастье — маленькое, серое и незаметное, и не как яркая ёлочка, и не как унылая сосна.
"Ужас"
В поездке просто в чистом виде игра "Разве это не ужасно?!", чтобы время скоротать.
Не в тему сюжета цитата:
"Тогда каждый служащий непременно имел свой круг клиентов среди контрабандистов. Девять раз он пропускал запрещённый товар, но в десятый задерживал его по всей строгости закона и получал премию. Таков был уговор, и горе тому контрабандисту, который для десятого раза провозил товар недорогой или в малом количестве. Да на что лучше: так хорошо жилось в то время таможенным чиновникам, что они находили неразорительным выписывать на свои холостые ужины из Львова и даже из самой Вены шансонетных певиц".
"Наталья Давыдовна"
В тихом омуте — черти водятся.:-)
"Виктория"
Я не понял, почему студент уехал? Отзанимался бы и с гимназистом, и с его мамой и уехал. Или не поверил Матвею Кузьмичу и испугался?
"Первый встречный"
Я похож на героя "Первого встречного" тем, что мечтатель, только мне живётся получше.
Интересный сюжет у рассказа.
И зря герой высокородную даму не трахнул.:-))
Можно опять в этом поступке, и в том, что его из Петербурга за две тысячи вёрст перевели, и в том, что он от болезни молодой помирает его жизненный сценарий поискать.
"Одиночество"
Зря мужик о своих похождениях рассказал жене. Ещё бы о её стал допытываться.
Кстати, и в этом рассказе, и в других описания природы и обстановки у Куприна позволяют всё представить так, как будто я это вижу. О чём это говорит? О том, что у меня богатая фантазия? Нет. О том, что Куприн видел вещи таким взглядом и писал таким языком, который сохранился и на конец 20-начало 21 века.
В рассказе очень жизненная мысль проведена — насколько непонятны и чужие нам могут быть окружающие и даже близкие люди. Что мы про них знаем из прошлого? Что мы можем предсказать из их поведения в будущем? И ещё можно задаться вопросом — а что мы точно так же знаем про себя?
"Счастливая карта"
Хорошо показано в рассказе, как трудно простить благодеяние.
Только я не понял, почему нельзя было переменить стратегию, обобрать Сергея Ивановича, а потом сказать ему прямо: "Вернём деньги за свободу брата."?
"Тапёр"
Читаю "Тапёра" Куприна и, как всегда, когда читаю о жизни конца 19 века, думаю, что вот у людей каки-то там свои дела, любовь, проблемы, они живут, как мы своей обычной жизнью — а через 20 или через 40 лет, но ещё при их жизни, случится революция, огромные перемены, беды и т.п.
И такие же мысли возникают, если читать книги о жизни в 20-30-х гг. 20 века — 10-20 лет, и начнётся война.
А люди живут обычной жизнью, ничего не подозревают — ведь все мы крепки задним умом.
А теперь про "Тапёра". Мне понравился рассказ.:-)
Люблю, когда в произведении присутствуют реальные исторические личности.
И мораль рассказа простая: в доме хлебосольной, проматывающей состояние, русской семьи в разгар шумного праздника получает толчок в карьере мальчик-пианист четырнадцати лет из реального училища — тапёр.
Можно даже аналогию с сословиями провести.
"Сентиментальный роман"
Мне понравился рассказ, второй в сборнике рассказ в виде письма, и тоже о чисто духовной любви.
"Чёрный туман"
Можно понять не только, как про северный и южный темперамент, образ жизни, но и как про конторскую работу и какое-то реальное производство.
"Хорошее общество"
Интересно, пошла ли Рита свидетельствовать в суд? Косвенно можно считать, что она не пошла, т.к. в письме сказано, что она заболела. Но я хотел бы дать ей шанс.:-)
А вообще да, есть такой тип людей, которые очень респектабельны, но делишки к своей выгоде тайком обделывают.
"Штабс-капитан Рыбников"
Привет Эразмусу Фандорину.:-)
Теперь я знаю, что Б. Акунин читал Куприна до того, как написал "Алмазную колесницу".
Какая там фраза есть для описания оргазма — "пароксизм собачьей страсти".
Интересный рассказ, и я рад, что Рыбникова поймали, типа "наши победили", в отличие от книги Акунина, где Рыбников успел своё дело сделать, "наши проиграли".
"Гамбринус"
Этот рассказ из романтического образа г. Одессы и улицы Дерибасовской, моряков, рыбаков, воров и т.п.
Запомнилось мне, что при еврейском погроме люди и не были злы на евреев осознанно, не было вражды к ним многолетней, а просто какая-то ужасная традиция была что ли поводом безнаказнно пограбить, поубивать и понасиловать использовать евреев.
В рассказе снова показаны герои из той категории людей, которые тяжело работают, а потом всё тратят — прогуливают и пропивают. Они никогда не будут богатыми. Это ни хорошо, ни плохо, просто надо понимать.
И опять же, судьба Сашки романтичная, конечно, но трагичная. По-моему, второе важнее, чем первое.
"Свадьба"
Подпрапорщик Слёзкин занимается дедовщиной именно от скуки. Вот что надо иметь в виду, когда говорят, что в нынешней армии делать нечего.
"От тоски ему хочется ударить денщика сзади, по затылку, но лень вставать".
И тоже: "Я аж подпрапрощик, а вы — говно".
"По его званию, его надо бы величать всего только "господин подпрапорщик", но он раз и навсегда приказал вестовому называть себя "ваше благородие". В этом самовозвеличивании есть для Слёзкина какая-то тайная прелесть".
"Но подпрапорщик делает вид, что не замечает протянутой руки Дризнера. Для человека, который не сегодня-завтра может стать обер-офицером, унизительно подавать руку еврею".
"Попрыгунья-стрекоза"
Хорошая аналогия отношений интеллигенции и народа отмечена Куприным в этом рассказе. Он понимал, что когда-нибудь народ может сказать: "Так пойди же попляши..." — Умный был мужик.