Есть книги, которые даются не сразу, всю их красоту не увидеть без карты, не оценить без гида. Лучшее средство - взять в проводники опытного читателя, который эту книгу уже знает и любит. Именно такие трудности вызывает у меня дедушка всех романов "Дон Кихот".
Владимир Набоков - не мой писатель, нет у меня с ним "резонанса" при всем уважении к его мастерству. Зато после "Лекций о русской литературе" выяснилось, что он "мой читатель" - увлекающий вглубь текстов, открывающий небанальные виды на знакомые произведения. Увы, еще на предисловии выяснилось, что как раз "Дон Кихота" Набоков не жаловал, хоть и признавал его роль в мировой литературе. Так что влюбиться в роман не вышло. Все же, читательская зоркость автору не изменила и очищение "Дон Кихота" от слоев позднейших прочтений очень интересно.
цитата о самом главном
«...Порой веселье скатывается до низшего уровня средневекового фарса со всеми его традиционными посмешищами. Грустно, если автор полагает, что некоторые вещи смешны сами по себе: ослы, обжоры, животные над которыми издеваются, расквашенные носы и т.д. - привычный ассортимент в торговле готовым весельем. Если Сервантесу это в конце-концов и сходит с рук, то лишь благодаря тому, что в нем всегда побеждает художник. Как мыслитель Сервантес беспечно разделял почти все заблуждения и предрассудки своего времени: он мирился с инквизицией, безоговорочно одобрял нетерпимое отношение к маврам и прочим еретикам, верил, что знать поставлена Богом, а монахи им вдохновлены.
Но у него были взгляд и хватка художника, и, когда он создавал своего трогательного героя, искусство оказалось выше предрассудков.
...Перед нами интересный феномен: литературный герой постепенно теряет связь с породившей его книгой, покидает отечество, письменный стол своего создателя и место своих скитаний - Испанию. Поэтому сегодня Дон Кихот более велик, чем при своем появлении на свет. Три с половиной столетия он скакал по джунглям и тундре человеческого мышления - и приумножил свою силу и достоинство. Мы перестали над ним смеяться. Его герб - милосердие. его знамя - красота. Он выступает в защиту благородства, страдания, чистоты, бескорыстия и галантности. Пародия превратилась в образец.»В результате я побоялась ринуться на 2 тома "Дон Кихота", но охотно перечитала эпизоды, заслужившие похвалу Набокова во второй части книги, представляющей собой краткий пересказ романа по главам. Что любопытно, полученное впечатление в результате совпало с ощущениями от знакомства с
инсценировкой Булгакова. Вот его-то, наверное, и стоит взять в проводники, если вы ищите дорогу к "Дон Кихоту".