Ох, даже не знаю с чего начать... Скажем так. В силу моего недетского возраста при прочтении данной книги в первый раз - впечатления от нее смешанные. Хотя в целом, мне, конечно, понравилось, а местами я очень даже повеселилась. Но не будем забегать вперед. Итак, приступила я к книге не без внутреннего трепета, все-таки классика, пусть и приключенческая. Много букффф...В общем первые несколько глав мои глаза чем дальше, тем сильнее расширялись от удивления. Меня не покидало стойкое ощущение, что я читаю фанфик. Неплохой такой фанфик, немного шебутной, но приличный. И все. Только фанфик. Немалую роль в этом впечатлении сыграл образ д'Артаньяна, поначалу воплощающий в себе невыносимо приевшийся стереотип Мэри, а точнее Марти Сью. Не спешите осуждать меня, случайный читатель. Я всего лишь делюсь своими наблюдениями. Давайте-ка вспомним кто такая Мери Сью. И познакомим с ней тех счастливчиков, кто не разу не сталкивался с этим чудом человеческой изобретательности. Из Википедии: В 1973 году автор фанфиков по «Звёздному пути» Паула Смит написала пародию на некоторых собратьев по перу. В пародии фигурировал новый персонаж — роскошная голубоглазая блондинка по имени Мэри Сью (чаще всего еще и юная). Мэри Сью сексуальней всех на свете, Мэри Сью — технологический гений, рядом с ней Шварценеггер выглядит хлипким парнишкой с плохой координацией — и, конечно, Мэри Сью спасает весь экипаж корабля, а заодно и человечество от страшной катастрофы. В этой пародии Смит удивительно верно подметила наиболее распространенную методику огромной массы фэнфикеров: внесение в текст «идеального себя» и использование фэнфика только затем, чтобы проявить на бумаге свои высочайшие, но никем покуда не замеченные личные качества. После этого имя героини стало нарицательным. |
И еще больше букв)))Теперь давайте внимательно посмотрим повнимательнее на нашего главного героя.
1. д'Артаньян непростительно молод. 18-19 лет.
....Молодой человек... Постараемся себе набросать его портрет: представьте себе Дон Кихота в в восемнадцать лет. Дон Кихота без доспехов, без лат и набедренников, в шерстяной куртке, синий цвет которой приобрел оттенок, средний между рыжим и небесно-голубым....
2. Ему все дается без особых усилий.
3. Большинство персонажей с ходу расположены к ГГ.
...Де Тревиль был поражен. Такая проницательность, такая искренность вызывали восхищение, но все же полностью не устраняли сомнений...
..."Он, бесспорно, умен" - подумал Атос...
...Они шли, держась за руки и занимая всю ширину улицы, заговаривая со всеми встречавшимися им мушкетерами, так что в конце это стало похоже на триумфальное шаствие. Д'Артаньян был в упоении. Он шагал между Атосом и Портосом, с любовью обнимая их...
4. Женщины штабелями падают к его ногам. (и когда он в свои 18 успел научиться такому уровню обольщения, которое не снилось Арамису и Портосу в самых сладких снах? )
5. д'Артаньян, д'Артаньян и только д'Артаньян фонтанирует великолепными идеями, которые моментально признаются гениальными его более старшими и мудрыми друзьями.
- Этот гасконец необычайно сообразителен! - с восхищением воскликнул Портос.
- Этот гасконец - сущий дъявол! - воскликнул Атос. - Ничто не ускользнет от него.
Ага, по-любому, самый взрослый и мудрый Атос будет вот так восхищенно пищать по поводу выводов капитана Очевидность...
- Портос, - заметил Арамис, - Атос уже сказал тебе, что ты глупец, и мне приходится с ним согласиться... Д'Артаньян, ты великий человек, и, когда ты займешь место господина Де Тревиля, я буду просить тебя оказать покровительство и помочь мне стать настоятелем монастыря. (и это 94 страница из 600)
6. д'Артаньян сразу же оказывается замешанным в сложный заговор и с блеском, честью и легкостью выполняет данное ему поручение.
7. Друзья д'Артаньяна, взрослые рассудительные люди правда со странностями, которых ему пришлось оставить по дороге в Англию на произвол судьбы. Так вот эти самые взрослые (гораздо старше д'Артаньяна мушкетеры) не в состоянии добраться от гостиниц, где они застряли, до Парижа. И только д'Артаньян, светоч всего их существования способен их доставить по месту жительства, попутно вызволив их из неприятностей.
Можно в принципе еще покопаться и найти примеры вопиющего Мэрисьюизма в главном герое, но проку от этого уверяю вас немного.
Тем более, что Дюма исправился. Постепенно он нащупал интересные повороты сюжета, ярких персонажей и подчистил сумасшедшие и несостоятельные образы друзей главного героя, выводя их на один уровень с д'Артаньяном. Вот за это спасибо.
Итак, меня приятно порадовали Кардинал и Миледи, впрочем как всегда отрицательные персонажи своей колоритностью дают фору положительным. К главным героям (особенно мега-правильным и обожаемым 90% читателей) я питаю неистребимую, если не сказать лютую ненависть. Но в данном случае меня д'Артаньян смешил) Особенно в начале, где его поведение недвусмысленно намекало на то, какие мечты лелеял его создатель в молодости. Образы мушкетеров, широко развернутые во второй части книги, также утроили удовольствие от чтения.
Я не исключаю также того варианта, что Дюма от души веселился и не скупился при написании своей книги на иронию которую я благополучно прохлопала ушами. Но в таком случае, первая ироническая часть совсем не сочетается со второй серьезной.
Что касается стиля писателя. Здесь я была удовлетворена. Не более, и не менее. Именно удовлетворена. Я не очень люблю динамику, разрастающуюся в геометрической прогрессии. Пусть даже и в приключениях. С другой стороны, менее динамичная книга вполне могла бы стать еще одним скучнейшим пыльным томом на полке неоцененных романов.
Итог: Читайте «Трех мушкетеров» Дюма в детстве. И будет вам счастье) С возрастом начинаешь придираться ко всему. И даже в классике находишь свои изъяны.
И все же я рада, что наконец прочитала этот роман.
P.S. Каюсь, на тему мерисьюизма д'Артаньяна меня навело притеснение наиболее симпатичного мне персонажа - Атоса. Что именно привело меня в крайнее раздражение - вы можете увидеть чуть выше в пункте 5 рассуждений о ГГ.
P.S.S. Пойду пересмотрю советскую экранизацию мушкетеров, вдумчиво и внимательно. Освежу память.