Такой роман нужно читать неспеша.
Начинается все как порядочный роман-биография: рассказчик представляется и знакомит читателя с Адрианом Леверкюном, знаменитым композитором, которого постигла ужасная трагедия. Что это за трагедия, с одной стороны, ясно сразу (см. название), с другой - он будет ходить вокруг да около весь роман.
Как и положено, очень много внимания уделяется детству и воспитанию героя. Это моя любимая часть книги, читалась на одном дыхании и с большим удовольствием. Увлечение Адриана музыкой, его непокорный и упрямый характер, неудержимое любопытство, стремление сделать все по-своему - все это делает Леверкюна очень интересным героем.
После школы Леверкюн поступает в университет на богословский факультет. Там он встречает наивных и чуть глуповатых студентов и преподавателей-атеистов. Леверкюн бросает богословие и начинается заниматься музыкой (такой прозрачный и тем не менее очень красивый ход: он буквально предпочитает чистое искусство, которое-ведет-понятно-куда, богословию, Богу).
Момент встречи Леверкюна с дьяволом я не оценила, как и сцены описания его сумасшествия. Интересно его отношение к искусству и богословию. В конце концов, погибает он из-за своего ума, я бы даже сказала умствования (как и Фауст, который был ученым, а не музыкантом). Леверкюн считал, что самое высшее милосердие может быть явлено Богом тому, кто на него уже не надеется. И Адриан думал, что если он не будет надеяться, Бог смилостивится над ним. Сам себя перехитрил, что тут скажешь...
Естественно, в романе есть тема нацизма, национального подъема и трагедии германского народа, тема вины. Манн подробно рассматривает зарождение нацизма, связанное с поднятием народного духа, с идеей разнести немецкую культуру по Европе, неважно какой ценой. А потом оказалось, что именно это и было важно.