Листая эту книгу, я наконец-то наткнулась на иллюстрации, которые давно мечтала видеть на одной странице: корсет и деформация внутренних органов, вызванная его ношением. Книга оказалась не только о моде и истории (как, например, "Неглиже. Нескромный взгляд под"), но о моде как социальном явлении и даже инструменте.

"История костюма и гендерные сюжеты моды" рассматривает крой без отрыва от ожиданий государства и общества относительно поведения человека, помещенного внутри этого кроя. По-научному это будет "гендерный контракт". Причем, речь не только о женском, но и о мужском костюме (хотя о последнем все же во вторую очередь). Веку 19 - корсету и избавлению от него выделена только одна глава. Остальные рассказывают о веке 20, в котором, благодаря потрясениям, чаще всего менялись ожидания от человека. От женщины-жар-птицы модерна к пылким революционеркам, от надежных матерей к девочкам-веточкам от фраков к революционным блузам и кургузым изделиям москвошвеи... и так далее... на контрастах образов можно убедиться, что биологический пол не единственное, что принимается в расчет. Не платье делает человека, но то, сколько у него времени и ресурсов на внешность, какая внешность одобряется и на что нацелены "представительские" функции во многом поясняет большую историю цифр. В одной главе о тридцатых смелые эксперименты Эльзы Скиапарелли, ватники советских киногероинь и роскошные платья советских кинодив. В этой же главе, кстати, упоминается и лагерная одежда. Жаль, что автор останавливается на ранних 2000-х. Было бы интересно прочитать главу про возвращение "портних" и хэндмейда после увлечения лейблами. Иллюстрации хотя, в основном, черно-белые, но очень занимательные.