Эрнст Теодор Амадей Гофман "Эликсиры сатаны"
От издательства: Выдающийся немецкий писатель XIX века Эрнст Теодор Амадей Гофман, "один из величайших немецких поэтов, живописцев внутреннего мира", как называл его Г.В.Белинский, прежде всего, известен как автор небольших сказочных повестей "Щелкунчик и мышиный король", "Золотой горшок", "Песочный человек", "Крошка Цахес" и многих других, в которых он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-веселым и насмешливым. В настоящем издании вниманию читателей предлагается гораздо менее известное в России произведение, вышедшее из-под пера Гофмана, - "Эликсиры сатаны", - относящееся к жанру "страшного" романа. Роман взволновал, поразил... Но не столько причудливо запутанным сюжетом, фантасмагорической игрой обстоятельств и неодолимых страстей, а также чередой жутких преступлений, сколько открывшимися в нем мрачными безднами во внутреннем мире человека.
Мои впечатления:
Главный герой - в мирской жизни Франциск первые свои годы провел в монастыре, что во многом предопределило его дальнейшую судьбу - после семинарии Франциск принял постриг, приняв имя Медард. Но как был благочестив отрок, так при взрослении Медард оказался подвержен искушениям. Сперва это было чрезмерное себялюбие и гордыня. А затем количество и тяжесть их только возрастали. Ложь и воровство таинственных "эликсиров Сатаны" привели его к погибельной пропасти. Сбежав из монастыря, обуреваемый безумством и искушением Медард меняет имена и личины, сперва на таиственно схожих с ним людей, а затем одаренному воображением и красноречием человеку ничего не стоит придумывать себе имена и судьбы, входя в доверие встречающихся ему на пути людей.
Злой рок, судьба, искушение Врага или знамение Свыше это лишь немногие объяснения, к которым люди прибегают, когда страраются объяснить необычайные ситуации происходящие с ними. Медард с самого начала называл рок и судьбу повинными в его преступлениях и потому позволял себе подняться выше своих бесчинств, считая, что это рука Злого Рока, творит их, а не он. Но когда безумство затягивает его всё глубже и Медард вновь и вновь обречен пересекаться со своими ипостасями, которые буквально вырастают из его лжи и обмана; злые двойники, что повторяют его судьбу вновь и вновь, ужас и страх одолевают его. Но искушение остается сильнее и Медард вновь поддается ему.
Во время прочтения книги повторяющиеся двойственности будь то двойник(и) Медарда, двойные имена, намеки на библейские сюжеты, даже сам путь героя, который он прошел дважды, все это напомнило мне замкнутый круг. И навело на мысль, что это не двойники Медарда ему встречаются, а сам он проклятый набесконечное повторение сюжета, ведь время не властно над судьбой, а уж над душой тем паче. И кто сказал, что реинкарнации души подчиняются линейному течению времени? Но с другой стороны, я ждала, что это не все. что хотел сказать автор и скорее всего я ошибаюсь, ведь не все ещё тайны были раскрыты, не весь путь пройден. И действительно в конце мы узнаем семейные тайны, и проклятия нависшие над героями. И становится ясной личина Неизвестного Художника, что на протяжении всего сюжета являясь наблюдателем, старался тем не менее повлиять на происходящее. Хитросплетения судьбы, череда совпадений и пересечения судеб, всё приходит к своему должному финалу
Книга читалась медленно, не торопясь, но оставила очень сильный отпечаток. Заставила о многом задуматься.
Цитаты: "Предвечный Дух создал исполина, который в силах подавлять и держать в узде беснующегосяв человеке слепого зверя. Исполин этот - срзнание, и в его борьбе с животными побуждениями крепнет самопроизвольность человеческого духа. Победа исполина - добродетель, победа зверя - грех."
Эрнст Теодор Амадей Гофман "Эликсиры сатаны"
challenge999
| воскресенье, 24 июля 2011