Пару слов хочется сказать о самом издании. Оно бесподобно, практически бесценно. Издательство Энигма выпустила просто шедевральную серию книг под общим названием Гримуар. Обложка и рисованный переплет наводят на мысль о легком подражании средневековым талмудам. Форзацы строгого черного цвета с чернильно-черными готическими буквами. Каждый раздел книги начинается со стилизованной под средневековье символики страницы, а глава - с большой буквы готического шрифта, разрисованной в подражание старинным манускриптом. В конце повести/романа/рассказа всегда картинка - своеобразная "концовка". Вместо цифр сноски обозначаются головами воронов на полях. Собственно сами произведения предваряет большая вступительная статья об авторе. Впечатления просто от того, что ты держишь книгу в руках – непередаваемые. Как серия в целом, так и конкретно эта книга станет достойным украшением любой библиотеки. «Сияющая пирамида» – это цикл из 6 повестей Артура Мейчена. Давайте поговорим подробнее о каждой из них. |
Ознакомиться«Великий бог Пан»
На мой суровый взгляд в своем роде это маленький шедевр. Автор до последней запятой соблюдает стиль, излагает происходящие очень эстетичным и приятным языком, и ко всему прочему выносит на суровый суд читателя – удивительную и увлекательную повесть.
Если честно, я совсем не ожидала такой силы и глубины от готического рассказа. Тем более приятным оказалось мое удивление при непосредственном знакомстве с произведением. Авторская композиция дробит повествование на отдельные, поначалу плохо стыкующиеся части и расставляет их практически в произвольном порядке. Свидетельства «чудесного» доходят до нас из различных источников. Что-то излагают сами очевидцы, что-то записывается со слов знакомых очевидцев, что-то в эпистолярном жанре, а чему-то свидетелями становятся сами непосредственные участники истории.
История была бы в половину слабее, не скрывайся за ней очень сильная и существенная мысль о том, что вполне вероятно где-то рядом с нами, на расстоянии вытянутой руки существует невидимый мир, к встрече с которым мы пока еще не готовы.
Мейчен описывает происходящее, казалось бы, очень подробно и все же в общих чертах. Например сам образ Элен Воган дан лишь схематично, но за этой схематичностью внимательный читатель без сомнения разглядит весь образ в подробностях. При этом через всю повесть красной нитью проходит уверенность самого автора в существовании сверхъестественного, другого мира. Этой непоколебимой уверенностью дышит каждая страница, каждое слово произведения.
Одним словом, мне очень понравилось. Я не ожидала, что существует настолько не опошленная мистика, которая способна вызвать сильные эмоции и заставить задуматься над авторской точкой зрения на мир.
«Белые люди»
Небольшая эффектная повесть о девочке, с легкой руки безответственных родителей воспитанной няней-ведьмой. Композиционно рассказ делится на две части: беседу двух заинтересованных джентльменов и дневниковые заметки девочки. По сути беседа двух джентльменов о природе настоящего Зла и его редкости в нашей жизни можно интерпретировать как ненавязчивую беседу автора с читателем, где автор весьма доступно и просто разъясняет свою позицию по этому вопросу.
Дневник девочки примечателен сам по себе даже не колдовством и ритуалами, которые она вскользь описывает, но ее ходом ее мысли. Тем, как она воспринимает и интерпретирует «знаки», исходя из обрисованных ее няней образов. На самом деле сложно сказать – действительно ли она слегка сумасшедшая или наоборот колдунья. Но полет воображения впечатляет.
Также в тексте дневника походя приводятся несколько легенд, от которых девочка отталкивается в построении своего мира. Легенды на мой взгляд великолепны и достойны прочтения даже в отрыве от основного текста.
Необычно и увлекательно.
«Сокровенный Свет»
Эта повесть построена по принципу журналистского расследования. Главный герой - мистер Дайсон, внезапно остепенившийся прожигатель жизни в поисках вдохновения для книги. Волею судьбы он оказывается в тихом Лондонском пригороде Харлесден и становится случайным свидетелем нечеловеческого явления. Заинтригованный увиденным и неожиданной новостью в газете, мужчина начинает свое собственное расследование. Случайно решение головоломки ему подкидывает его старый знакомый, обнаруживший ключ в прямом смысле слова у себя под ногами.
Мейчен, как и прежде оставляет за кадром всю обрядово-научную аргументацию происходящего и ставит читателя перед фактом. Это случилось. Создание нечто прекрасного в противовес повлекло за собой создание нечто ужасного. И смерть безумного ученого перекладывает решение проблемы на плечи любопытного героя. Что он решит? Читайте)
«Великое возвращение»
Совершенно великолепная повесть. Главный герой опять же проводит любительское расследование, заинтересовавшись скромной, но таинственной газетной заметкой. Невообразимое смешение местных валлийских легенд и древних христианских символов превращается в убедительный рассказ на грани реальности. Что это? Настоящие чудеса? Или массовая галлюцинация и религиозная истерия? Сложно сказать… Но в изложении автора реальность настолько переплетается с метафизической мифологией Уэльса, что постепенно начинаешь хотя бы чуть-чуть верить в чудо. В свою очередь просто бесподобны образы трех «гостей» в красных мантиях и атрибуты, сопровождающие их появление.
«Красная рука»
История достойная Эраста Петровича Фандорина. Любительское расследование ведет уже знакомый нам с вами любитель загадок мистер Дайсон с этнологом Филиппсом в качестве верного доктора Ватсона. История божественна. Древние неизвестные письмена, замысловатый шифр, кроваво-красный символ и конечно, же сокровища. Легкий налет мистики почти не ощущается. В целом повесть представляет собой отличный детектив, который просто напросто грешно лишний раз спойлерить. Надо читать!
«Сияющая пирамида»
Если до этой повести потусторонние силы всегда обретали более-менее привычный нашему восприятию человеческий облик, то теперь автор отпустил воображение в свободный полет и в ярких красках изобразил «замок фей» во всей его красе. И даже пытливому уму Дайсона не под силу найти материализм там, где его нет и в помине. Действительно кульминационная повесть сборника возвращает нас к тому, с чего мы начали – к мистическому и метафизическому, что находится за пределами человеческого понимания.
* * *
По большому счету все повести Мейчена – о маньяках. Не тех, что поджидают жертву в темном переулке с ножом наизготовку, а тех, что в угоду безумной научной или метафизической теории готовы продать дьяволу не только свою душу, но и весь свой род вплоть до десятого колена.
Язык автора – это что-то особенное и достойное отдельного упоминания. Сложно не заметить стилизацию под старину, где каждое 10 слово сейчас можно найти только в словаре архаизмов. Отдельная благодарность издателям за подбор профессиональных и ответственных переводчиков. Читать в прямом смысле слова – Вкусно!
К примеру:
...Я прибыл в Арфон в самый разгар лета – знойного, цветущего, благоухающего всеми ароматами, коими безвозбранно наслаждаются жители этих мест. В Лондоне подобной погоды не было и в помине – напротив, казалось, что все ужасы и неистовства войны добрались наконец-то до лондонских небес и со злобным торжеством воцарились на них.
...Поистине в то лето лондонская погода сосредоточила в себе все пагубы вселенной, город будто облачился в траур – в сердцах лондонцев поселился ужас, а телесную оболочку их попеременно терзали удушливая черная мгла и опаляющий небесный огонь.
Ужастики Мейчена какие-то нетипичные. Они призваны скорее не напугать читателя, а расширить границы его метафизического зрения и заинтриговать возможностями скрытыми, как в нашем сознании, так и в неизученном до конца окружающем мире. Его произведения – вызов. Вызов нашей с вами непоколебимой уверенности в материальности и незыблемости того кусочка жизни, которому принадлежит каждый из нас.
ИТОГО: Книга произвела на меня неизгладимое впечатление, как своим невообразимым изданием, так и содержанием. Мейчена раньше никогда не читала и даже не слышала о нем. Как оказывается, зря. Теперь буду наверстывать. И пусть кое-где у меня возникло де жа вю с акунинским Фандориным. Автор чередует мистические и детективные повести и умудряется перемешивать жанры в самых неожиданных сочетаниях. Ну и, конечно, язык... Это непередаваемо)
P.S. В данное издание также входит сборник рассказов: «In Convertendo» и роман «Сад Аваллона(Холм Грез)», вынесенные в моем списке в качестве отдельного пункта и которые будут отрецензированы несколько позднее.