Наконец и я дочитала первый том этой эпопеи. Извините, что так поздно, но я была занята чтением
литературы.
Ожидала, что будет смешнее. Все-таки сочетание пафоса и юношеского максималлизма чаще всего бывают смешными до слез. Оказалось, что из смешного вспомнить мало: разве что многочисленные стилистические перлы вроде "предательское сердце опять меня предало", а также единственную удавшуюся игру слов, которую, пожалуй, кроме меня никто не заметил: впервые заходя в школу Белла уверяет себя, что будущих одноклассников бояться не стоит , цитирую "Они ведь не кусаются!" На этом месте я позволила себе посмеяться.
В общем и целом, книга недостойна того, чтобы выйти из-под пера выпускницы кафедры английского языка. (Восклицательный знак!)
читать дальше Казалось бы, человек, прочитавший, даже из-под палки, хотя бы несколько классических книг о любви, должен хотя бы немножко, хотя бы чуть-чуть проникнутся волшебством их языка, который из ничего, из каких-то пыльных отношений между самцами и самками человека, создает тонкую, дышащаю ткань человеческих переживаний, томлений, ожиданий... Казалось бы, человек сможет создавать героев с их неповторимым внутренним миром, который только на 80-90% состоит из чаяний по любимому человеку, в котором есть место размышлениям о жизни, об отношениях между людьми, о прошлом, о будущем. В "Сумерках" же мы ментально переселяемся в пустую ячейку под названием Белла, мир которой вращается только вокруг Эдварда. И не говорите мне, что у 17-летних не может быть никаких интересов, кроме секса. Я даже не ставлю ей в упрек то, что она не интересуется школьными предметами, так она вообще НИЧЕМ не интересуется. Её не волнуют даже проблемы собственной семьи, она касается их так, мимолетом. констатируя факт.
Кроме того, образ Эдварда отнюдь не так прекрасен, как кажется некоторым. Сколько ни повторяй, Стефени, что он - красавец, одними эпитетами сыт не будешь. О человеке можно судить по его делам. Кто-то может сказать, что принимать все решения за девушку - это верх рыцарства. Кто-то может посчитать, что затыкать ей рот, пока она пытается предложить альтернативный выход из опасной ситуации - это комильфо. Кто-то может поспорить со мной, сказав что привести девушку на бал со сломанной ногой,не обяснив, куда ее везешь - это такая романтика, полная сюрпризов. Кому-то покажется возбуждающим тот факт, что парень следит за девушкой без ее согласия, приходя к ней в комнату и подслушивая мысли других. Я не соглашусь. Не буду аргументировать. Позволю тем, кто несогласен, самим наступать на грабли. Скажу только, что мачизм до добра не доводит.
Кроме очевидных изъянов в его психики, хочется заметить полное отсутствие "чужойности" в его образе. Да, он не забывает напоминать нам, что он монстр. Он даже отмачивает вымученные шутки по этому поводу. Он предупреждает всех нас о том, какой же он опасный. И тем не менее за всей этой формальной декларацией собственной монструозности мы не видим в нем изгоя общества, чужого среди своих, пытающегося стать своим среди чужих. Все предпосылки к этому есть - вампиры не понимают его и его семью, а одноклассники даже на садятся с ним рядом. Он вынужден постоянно менять место пребывания. Он видел вторую мировую войну и запуск первой ракеты. У него столько интересных тем для разговора, столько воспоминаний, наблюдений, столько жизненного опыта! А говорит он максимум о прелестях воздержания (при этом тоном Елены Малышевой "есть фрукты полезно!"). БОльшая часть диалогов посвящена тому, как ему нравится Белла.
Ну и смягчающее обстоятельство: книги вроде этой восходят к древней традиции, представленной историями об "Аленьком цветочке", "Красной шапочке", "Красавице и чудовище" итд. в которых мужская сексуальность (не смейтесь, пожалуйста) представляется в виде некоего опасного монстра, которого боится главная героиня. Бояться смерти - вполне прилично, бояться секса - невозможно, так как само слово "секс" ну слииишком нецензурно для молодой девушки. С одной стороны и страшно, и интересно, и увлекательно, и стыдно, и гадко - целый комплекс чувств. Поэтому этот весь комплекс гораздо более удобно проецировать на образ объективно опасного представителя мужского пола, делая вид, что секса нет, а боимся мы только смерти.
В этом смысле задумка книги совсем даже не глупая (а иначе она и не выдвинулась бы в бестселлеры среди молодежи). Более того, молодежи нужны такие книги и такие истории. Проблема только в том, что и взрослым не мешало бы познакомится со внутренним миром своего чада и вспомнить себя в этом самом возрасте. И тут само качество книги не позволяет ей вырваться за пределы своего основного читательского круга. Она просто слишком узка, корява, в ней нет ни юмора, ни полета фантазии, в ней стилистика молодежного сленга соседствует с высоким слогом классической литературы, коим писательницу откромили за время учебы (насильно, как гуся). И это на полном серьезе, а не в целях сдобрить повествование сарказмом! Мне страшно представить себе, как выглядел первый манускрипт, но и финальная версия говорит о том, что если писательница хочет выйти за пределы аудитории "до 18 лет", то ей хотя бы для начала надо начать писать от третьего лица. Монологи такого персонажа, как Белла, может безропотно выслушивать только ее мама.
По ходу чтения книги у меня сформировалась гипотеза о том, почему Эдвард не в состоянии читать мысли Беллы. Причина в том, что этих мыслей просто нет.