«Шквальный огонь. Заградительный огонь. Огневые завесы. Мины. Газы. Танки. Пулеметы. Ручные гранаты. Все это слова, слова, но за ними стоят все ужасы, которое пережило человечество.»Каждая книга о войне пропитана страхом, болью и нестерпимой мукой. Это книги о вчерашних мальчишках, о тех, кому пришлось научиться убивать. Во время войны люди теряют свой человеческий облик, ими движут инстинкты. Нет времени подумать: есть ты, есть те, кто против тебя и есть жажда жизни.
Когда к герою, прячущемуся в окопе, во время обстрела спрыгивает француз - он ,ни о чем не думая, молниеносно вонзает в него кинжал. И только после этого, Пауль начинает приходить в себя. Но на войне нет места раскаянию.
«Мы больше не молодежь. Мы уже не собираемся брать жизнь с бою. Мы беглецы. Мы бежим от самих себя. От своей жизни. Нам было восемнадцать лет, и мы только еще начинали любить мир и жизнь; нам пришлось стрелять по ним.»Продолжение с livelibПервое, что я вспоминаю - это классные часы в школе с нашими ветеранами. Каждое 8 мая (за день до праздника Победы) они приходили к нам и рассказывали истории военного времени со слезами на глазах. Рассказывали, как они сами уходили на фронт в нашем возрасте или будучи чуть старше. Рассказывали о тех, с кем сражались плечом к плечу, о погибших, о своих надеждах. О том, какие чувства вызывает у них простое слово "мир".
«-Знаешь, Альберт, когда я об этом размышляю, - говорю я через некоторое время переворачиваясь на спину, -когда я думаю о том, что однажды я услышу слово "мир" и это будет правда, мне хочется сделать что-нибудь немыслимое, - так опьяняет это слово.»
И это неважно, что они рассказывали о войне 41 года, неважно, что мы русские, а они (герои книги) немцы. Меняется оружие, меняются люди, но чувства остаются все те же.
Когда я читала эту книгу у меня не было в голове никакого разделения "это не про нас, это про наших врагов". Потому что войну объявляют одни, а сражаться бросают множество невинных людей. Приказ есть приказ. У них тоже были жены, дети, они так же теряли своих друзей. И это очень страшно. Страшно, что люди прибегают к такой крайней мере конфликта, как война.
И до сих пор по телевизору день за днем мелькают "война в Сирии, война в Чечне, война в Афганистане, Ираке". Мы так часто слышим это, что уже не обращаем внимание и пропускаем эти новости мимо ушей.
Но ведь там тоже люди. Люди, которые сражаются за свое государство и умирают. Раненые, измотанные. Люди, которые тоже хотят жить.
«Ах, если бы нам почаще говорили, что вы такие же несчастные маленькие люди, как и мы, что вашим матерям так же страшно за своих сыновей, как и нашим, и что мы с вами одинаково боимся смерти, одинаково умираем и одинаково страдаем от боли!»
Война меняет людей. Не зря герой говорит о том, что дома он чувствует себя чужим. Окружающие люди ( и мы, читатели, в том числе) вряд ли смогут когда-либо по-настоящему понять тех, кто побывал на войне. То, о чем нам рассказывают - пробирает до дрожи, внушает ужас. Что же говорить о чувствах тех, кто пережил все это?
«Когда мы выезжаем, мы просто солдаты, порой угрюмые, порой веселые, но как только мы добираемся до полосы, где начинается фронт, мы становимся полулюдьми-полуживотными.»
Ремарк так пишет о войне, что не остается слов. Когда я читала о раненых лошадях, хотелось зажать уши, потому что в них стоял этот предсмертный крик.
Книги о войне нужно читать. И, конечно, хочется надеяться на "мир во всем мире". Потому что люди не должны умирать вот так, не должны переживать этот ужас. Люди должны оставаться людьми.