Джон Стейнбек, «Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола»
|
Король Артур – фигура настолько культовая, что с ней в той или иной степени знакомы все. За долгие годы легенда обросла целой системой мифов, уточнений и продолжений. Тема эта неисчерпаема. До сих пор снимаются фильмы и пишутся книги, трактующие историю на новый лад, порою совершенно в противоположность общераспространенной версии.
Сложно сказать кто является автором этой легенды, поскольку долгое время она существовала исключительно в рамках устного творчества. Но по сложившейся традиции принято считать «Смерть Артура» Томаса Мэлори первым вариантом истории, увековеченным на бумаге. Поэтому для многочисленных современных и не очень произведений артуровской тематики Мэлори стал своего рода точкой отсчета. Началом начал. |
Ознакомиться Неудивительно, что известный писатель Джон Стейнбек, с детства вдохновленный уникальной староязычной «Смертью Артура» с удовольствием ухватился за идею перевести Мэлори для современного автору читателя. Написанию книги предшествовала весьма кропотливая и дотошная работа с источниками, специалистами по Средневековью, а также обстоятельное изучение непосредственных мест действия, упоминаемых в оригинальном романе. Подготовка была действительно колоссальной и заслуживает бесконечного уважения. Для Стейнбека перевод романа был не просто делом чести, а в каком-то смысле воплощением его мечты, оживлением легенды из глубин средних веков в середине 20 века.
Путем проб, ошибок и длительных размышлений автор нашел свое уникальное видение сюжета, резко контрастировавшее с популярной тогда фантастической версией Уайта «Король Былого и Грядущего». Я бы сказала, что масштабное историческое исследование не прошло для автора бесследно и в значительной степени предопределило его работу в реалистическом ключе.
Артуровская Англия Стейнбека безусловно полнится волшебниками, феями и чудесами. Но при всем этом волшебство совершенно не влияет на происходящие политические и социальные изменения в стране. Скорее магия является легким дополнением к историческому фону, способом разнообразить серую средневековую действительность и не дать читателю заскучать.
Поначалу текст автора кажется слегка бледным по сравнению с многочисленным фентезийными вариантами Артурианы, но постепенно сюжет захватывает целиком и исторические детали с лихвой компенсируют возможный недостаток магии. Легенды о Короле Артуре Стенйбека не просто предельно историчны, они максимально историчны, учитывая, взятый за основу текст Мэлори и тот факт, что конкретных доказательств существования мифического Короля Артура до сих пор не обнаружено. Огромное количество деталей быта, природного окружения, слога увлекает читателя в удивительный и невероятный мир воображения Стейнбека.
Спойлерить эту волшебную книгу грешно, но мне бы хотелось остановиться на некоторых моментах.
Во-первых книга не закончена… Да-да увы и ах, но по большому счету читателю приходится довольствоваться лишь первым томом, второй так и остался не более, чем замыслом автора. Поскольку это вторая незаконченная книга из моего списка за этот год, то мне чрезвычайно трудно удержаться от патетического восклицания: «Опять на самом интересном месте!!!» К сожалению, роман прерывается на долгожданном моменте, который по сути является одним из самых ключевых моментов легенды о короле Артуре.
Во-вторых, как человека пока еще не знакомого с Мэлори меня бесконечно порадовал тот факт, что персонажам второго, а то и третьего плана уделяется так много внимания. К примеру, глава «Рыцарь-о-двух-Мечах» посвящена некоему Балину, над которым тяготел Фатум, он не только приносил своими благодеяниями горе, но и заставил своих родственников разделить его горькую судьбу. Классической легенде подобный персонаж незнаком.
В-третьих, особое мое расположение снискала глава под названием «Гавейн, Ивейн и Мархальт», где автор рассказывает о приключениях трех рыцарей, разделивших дорогу с прекрасными спутницами. Все три истории великолепны, неожиданны и остроумны. На мой взгляд это лучший фрагмент произведения.
ИТОГО: Это действительно качественное, исторически ориентированное произведение, основанное на оригинальном сочинении Томаса Мэлори «Смерть Артура». Обязательно к прочтению для фанатов легенды о Короле Артуре, любителей исторических романов и почитателей творчества Стейнбека. Однозначно советую!
P.S. В данном конкретном издании помимо текста романа можно найти письма Стейнбека к издателю и литературному агенту, проливающие свет на процесс написания романа и поясняющие позицию автора по многим вопросам.
P.S.S. Персонаж на обложке невероятно похож на актера Клайва Оуэна, сыгравшего Короля Артура в одной из моих любимых экранизаций - «Король Артур» (2004).