Джоанн Харрис "Мальчик с голубыми глазами"Джоанн Харрис "Мальчик с голубыми глазами"
Такое ощущение бывает, когда поднимаешься на давно забытый, заколоченный чердак. Сюда уже давно никто не заходил, и лучше бы не заходил никогда: дело не в толстом слое пыли, не в липкой паутине, но в содержимом картонных коробок и деревянных ящиков с прошлым. Будто бы находишь старые тетради с выцветшими чернилами, и понимаешь, что в них писал психопат. И все в тебе протестует против написанного, но руки как приросли к треклятой бумаге. Не остановишься, пока не дочитаешь до конца.
Джоанн Харрис всегда удается потрясающе воссоздавать атмосферу происходящего, какой бы она не была – даже такой отвратительной. В «Мальчике с голубыми глазами» и герои, и читатель дышат затхлым воздухом, в котором запах чистящих средств смешался с запахом гнили. Догадываетесь, как быстро в такой среде распространяется болезнь? Здесь все больны: и главный герой, и двое его братьев, и их мать (возможно, самая ненормальная из всех), и девушка-голем Альбертина, и даже соседи. Все. До единого. Мечта психиатра, да только действительно нужно быть психиатром, чтобы совладать со всем этим.
Вся книга – пример эдакого современного эпистолярного жанра. Мы узнаем о героях из блог-постов; но это одновременно изюминка и ловушка. В конце концов, каждый пишет лишь то, что сочтет нужным. А если помнить, что блоггер с ником blueeyedboy (который давно вышел из возраста boy) использует интернет-площадку для игры со своими читателями, впору действительно насторожиться.
Хотя насторожиться стоило с самого начало – с самого первого убийства. Мальчик с голубыми глазами утверждает, что все его хитроумные сценарии смерти лишь плод воображения напополам с литературной терапией. И вопрос не в том, говорит ли он правду. Вопрос в том, кто на самом деле убийца.
В этом нельзя быть уверенным, потому что персонажи Харрис – совсем не то, чем кажутся. Под конец романа они оказываются зеркальными отражениями друг друга, вытаскивают тузы из рукавов, растворяются в тумане или, наоборот, неожиданно обретают очертания. Это одновременно и достоинство, и недостаток книги. В «Джентльменах и игроках» такой зеркальный лабиринт был куда проще и изящней; в «Мальчике с голубыми глазами» интрига местами плетется ради самой интриги. Из-за этого произведение получается неоправданно затянутым, а, чем дольше тянется резина, тем сильнее читательское раздражение.
Но «Мальчику с голубыми глазами» хочется сказать скорее да, чем нет. Не только благодаря мастерски возведенному зданию патологий, но и благодаря упоминаниям о школе Сент-Освальдс (привет, «Джентльмены и игроки») и одной из любимых тем литературы и кино: проживание чужих жизней.
И просто потому что голубоглазым тяжело говорить «Нет».
PS: в книге очень много упоминаний музыки, и большую часть из нее я собрала в отдельный плейлист здесь
Паоло Бачигалупи "Заводная"Паоло Бачигалупи "Заводная"
The Windup Girl – так называется этот роман в оригинале. The Windup Girl – обманчивое сочетание слов, которые кажутся легкими и воздушными, но скрипят на зубах как металл.
В этой версии будущего действительно много металла – а также механики и генной инженерии, которые, как плечи Атланта, подпирают вновь сузившийся, переставший быть глобальным мир. В нем давно закончилась не только нефть, но и естественность: ее вытравили мутировавшие вирусы, поражающие продукты питания и сводящие в братские могилы один город за другим. Выжить можно только на том, что, по иронии судьбы, носит этикетку «ГМО», которой мы панически боимся. Производители пищи процветают, но каждый день, каждую минуту вирус может принять новую форму, и сражение начнется сначала.
Постапокалиптический Таиланд – необычный, но очень удачный выбор, благодаря которому Паоло Бачигалупи создал неповторимую атмосферу происходящего. О том, что происходит за пределами страны – и даже за пределами Города божественных воплощений - мы узнаем только обрывками. Это неудивительно: путешествия снова стали роскошью, наш мир ограничивается тем, куда можно доехать на велосипеде.
В этом жарком городе, улицы которого полны мигрантами, преступниками и военными, каждый ведет свою игру. Бизнесмен по фамилии Андерсон играет роль владельца завода, но на самом деле ему нужны не тонны продукции, а всего один заветный ключик. Он откроет дверь к банку семян, позволяющему Тайскому Королевству сохранять независимость от компаний-калорийщиков. Его сотрудник Хок-Сен, маниакально подозрительный китаец с темным прошлым, которое крадется по пятам, пытается выжить и вернуть долю потерянного богатства. Бангкокский Тигр Джайди, капитан «белых кителей», неподкупный и не знающий страха (а иногда и здравого смысла) играет в солдатики, несмотря на высокие ставки. Рядом с ним его лейтенант – молчаливая, мрачная Канья, и вместе они ни на что не похожий, гармоничный, потрясающий дует, который покорил меня до глубины души. Живая, сомневающаяся, закрытая на все замки, и при этом обладающая невообразимыми запасами силы, раскрывающаяся с неожиданной стороны, Канья мой любимый персонаж книги. И, наконец, the windup girl, японское произведение механического искусства, идеальная слуга, которая не хочет служить, Эмико.
У каждого из персонажей проработанный, раскрывающийся в мелочах характер, и именно это – самая сильная сторона книги.
Непосредственно миру для полного 3-D чего-то все же не хватает, нескольких штрихов, отсутствие которых все же чувствуется. Герои живут в этом городе как рыбы в воде, он для них понятен, но тому, кто смотрит глазами постороннего, нужно на самую малость больше. Впрочем, и того, что уже есть, достаточно для экзотической и яркой истории, которую можно назвать интересным словом «биопанк».