возможно, кому-то будет интересно почитать свежие впечатления о новой книге Нила.
Нил Гейман - Океан в конце улицы
Neil Gaiman - The Ocean at the End of the LaneВсе без исключения романы Геймана мне нравятся, но с ними всякий раз возникает довольно неприятный диалог, где, с одной стороны, я щедро и без какого-либо давления общественности выплескиваю на книжку целое ведро комплиментов, а с другой, наотрез отказываюсь брать беднягу с собой на необитаемый остров или хотя бы вносить в довольно обширный список самых любимых произведений. Почему-то чувствуешь себя без вины виноватым. "Океан", как выяснилось, этой традиции не изменил.
читать дальше
Взрослый и безымянный главный герой возвращается в родную сассекскую деревушку, где ноги сами собой приводят его на знакомую ферму на отшибе. Увидев там знакомое лицо, он пускается в воспоминания о событиях давно минувших дней, которые плавают на границе подсознания - о событиях фантастических, опасных и фактически определивших течение жизни протагониста. Изначально, как автор признается сам, это была идея для рассказа, и билет на мой необитаемый остров Нил на сей раз потерял, наверное, в тот момент, когда позволил тексту расползтись. Это не то чтобы очень длинный текст - книга без подвигов стахановского масштаба читается за два вечера - но сюжета и событий здесь максимум на новеллу, а все остальное пространство Гейман очень умело, но как-то избыточно заполняет аллюзиями на среднестатистические проблемы взросления и возвращения в детство, а также фирменной сюрреалистичной мифологией, которой здесь негде полноценно развернуться и объясниться. Норноподобные дамы семейства Хэмпсток хороши, но очень условны; Гейман всю их загадочную мистичность растрачивает на банальную борьбу с монстрами: так оно, конечно, и положено в истории про семилетнего героя, но я бы не назвал этих персонажей по-настоящему запоминающимися. Повествование живое и довольно увлекательное даже несмотря на то, что лишено детской непосредственности (оно ведется от лица депрессивного мужика за сорок, который только вспоминает о давних событиях), и в целом это книжка хорошая и достаточно глубокая, но все-таки мой внутренний привереда в очередной раз не смог безоговорочно полюбить роман Геймана и разглядеть в утином прудике безбрежный океан.
“Grown-ups don't look like grown-ups on the inside either. Outside, they're big and thoughtless and they always know what they're doing. Inside, they look just like they always have. Like they did when they were your age. Truth is, there aren't any grown-ups. Not one, in the whole wide world.”
“I liked myths. They weren't adult stories and they weren't children's stories. They were better than that. They just were.”