- Папа, простите меня, но я спас Рос­сию.
- Но, позвольте, Россию спасал я, от­чего же раздевать ее будут другие.
- Мамаша, если нас даже арестовать не хотят, то чем же нам жить, мамаша? Чем же нам жить?

Собственно, нарезка, но как хорошо они рядом смотрятся! Вся русская интеллигенция и типа-интеллигенция в едином дискурсе.

Николай Эрдман пьеса Мандат. Непростой человек, сложная судьба и глубокие вещи.
На днях мне посоветовали его почитать, вот я и решила не откладывать в долгий ящик. Очарована: абсурд и постмодерн (в метафорическом смысле, конечно). Злободневно, читается на одном дыхании. Прекрасная сатира, когда с одной стороны - страшно, пока еще страшно. С другой - пока еще смешно глубинным нутряным смехом, потому что "когда смешно - не страшно", как говаривал Задорнов, потому что есть точка, в которой выходишь за пределы страха, остается только смех: не злой, совсем не злой. Чистый, спокойный, непринужденный. Смех отчаяния, наверное, в конце концов - "отчаяние частная форма покоя", как пел Непомнящий.
"Мандат" - вещь очень цельная. Отдельные фразы - чудесны, их хочется тащить на статус (ну куда еще сейчас цитату тащить?), но в контексте они звучат гораздо сильнее, рука не поднимается вырезать. Постоянная смерть пафоса - в абсурде всего происходящего ему нет места. Совершенно шикарное смешение пространств и смыслов, из которых вырастает новый знаковый уровень. читать дальше
Мои восторги, конечно, очень бурные, потому на всякий случай сразу: "Мандат" - это не про политику или не столько про политику, "Мандат" - это про жизнь. Нашу с вами русскую жизнь, где все знакомо - и образ власти, и угрозы властью, и трепет перед властью, но где там сама это власть никто уже не помнит. Большой Брат в живьем и текстом.