Не все, что возможно физически, возможно психологически.
jhistory.nfurman.com/zion/zion007_31.htm
Владимир-Зеев Жаботинский

...На днях праздновали юбилей Гоголя, и немало евреев использовали, конечно, этот случай лишний раз «поплясать на чужой свадьбе»... какой посев компромисса, бесхарактерности, самоунижения забрасывается в сознание отрочества этим хоровым поклоном в ноги единственному из первоклассных художников мира, воспевшему, в полном смысле этого слова, всеми красками своей палитры, всеми звуками своей гаммы и со всем подъемом увлеченной своей души воспевшему еврейский погром.

Стоило бы, может быть, в честь юбилея тут переписать слишком забытые несколько страниц из того же «Тараса Бульбы». Ничего подобного по жестокости не знает ни одна из больших литератур. Это даже нельзя назвать ненавистью, или сочувствием казацкой расправе над жидами: это хуже, это какоето беззаботное, ясное веселье, не омраченное даже полумыслью о том, что смешные дрыгающие в воздухе ноги – ноги живых людей, какое-то изумительно цельное, неразложимое презрение к низшей расе, не снисходящее до вражды...

Веселая картина получится, если взять и на память, не выискивая, не докапываясь, просто, как го ворят репортеры, au hazard подсчитать ласку, что мы видели в разные времена от разных великанов русского художества. читать дальше

@темы: Хочу поделиться прочитанным, Не читайте это под страхом смерти, Выскажись, чувак!, Ссылки

Комментарии
18.10.2012 в 12:13

Get off this situation and feel fine
Любопытно. Но на самом деле здесь проблема тоже подана несколько односторонне. Бесспорно, предвзятость и стереотипность по отношению к евреям как существовала, так и продолжает существовать по сей день. Но если говорить не о сегодня, а о времени классиков, то их отношение по большей части, как мне кажется, обусловлено положением и родом занятий евреев. Если тогда представителей этого народа можно было чаще всего увидеть в роли ростовщика, торговца, перекупщика и это было доволен типичным явлением для России, то ничего удивительного, что в классике находит отражение именно этот образ, как типичный, опять же.
Другой вопрос, что, скорее всего, у евреев не было больших возможностей в России жить другой жизнью (как и у всех нерусских, неправославных и недворян), но это уже проблема не литературы, а общества в целом, я думаю.
19.10.2012 в 13:35

Не все, что возможно физически, возможно психологически.
Элиф, Но если говорить не о сегодня, а о времени классиков, то их отношение по большей части, как мне кажется, обусловлено положением и родом занятий евреев. Если тогда представителей этого народа можно было чаще всего увидеть в роли ростовщика, торговца, перекупщика и это было доволен типичным явлением для России, то ничего удивительного, что в классике находит отражение именно этот образ, как типичный, опять же.
Вопще-то большинство ремесленников Белоруссии и Волыни в 18-19 вв. были евреи. Салтыков-Щедрин замечал:
rvb.ru/saltykov-shchedrin/01text/vol_15_2/01tex... "...Затем к числу причин, содействующих незыблемости предания, следует отнести... во-вторых, совершенно произвольное представление об еврейском типе на основании образцов, взятых не в трудящихся массах еврейского племени, а в сферах более или менее досужих и эксплуатирующих...
Кому же, однако, приходило в голову указывать на Разуваева как на определяющий тип русского человека? А Разуваева-еврея непременно навяжут всему еврейскому племени и будут при этом на все племя кричать: ату!..
В самом деле, что мы знаем об еврействе, кроме концессионерских безобразий и проделок евреев-арендаторов и евреев-шинкарей? Имеем ли мы хотя приблизительное понятие о той бесчисленной массе евреев-мастеровых и евреев — мелких торговцев, которая кишит в грязи жидовских местечек и неистово плодится, несмотря на печать проклятия и на вечно присущую угрозу голодной смерти? Испуганные, доведшие свои потребности до минимума, эти злосчастные существа молят только забвения и безвестности, и получают в ответ поругание..."

А болееважной причиной была традиционная христианская юдофобия :abuse: Цыгане, например, несмотря на свою отсталость,отчужденнсть от "коренного" :) населения и типично асоциальный образ жизни, и близко не вызывали у арийцев/христиан такой злобы и клеветы, как евреи.


Ну и дело не только в том, чьи образы - но и какие. Кроме глухоты, антипатии, презрения, прямой злобы, в лучшем случае - поверхностно-стереотипного, непонимающего описания, русская литература мало что дала по этой части. У Лескова есть рассказ "Владычный суд", который считают гуманным, а он омерзителен по юдофобии, глупости и бесстыжей попытке в энный раз попрекнуть евреев "за то что Христа распяли". Хотя его же "Сказание о Федоре-христианине и его друге Абраме-жидовине" совсем в другом роде.

А вот насчет Чехова я с Жаботинским не согласна - во многих его произведениях видно живое, горячее сочувствие героям. Но на евреев оно, очевидно не распространялось.
19.10.2012 в 14:13

Get off this situation and feel fine
Ollemri, извините, я немного некорректно сформулировала в предыдущем посте. Нужно было написать, поменяв местами, что в роли перекупщика и т.д. часто можно было увидеть представителя этой национальности, отсюда и типичность. И речь, по большей части, о крупных городах, и даже скажем уже, о двух столицах)
А что по поводу ремесленников, то в принципе если их поведение укладывалось в рамки стандартного, то никому особо не было интересно это описывать. Хотя, я не сомневаюсь, что были люди, достойно трудящиеся в своей сфере. Если же обратиться к тем писателям, кто считал своим долгом "воспеть труд и быт", то выводили они, естественно, типичного русского мужика, которых большинство, потому как все же Россия и логично писать именно о русских.
Возвращаясь к первому абзацу, среди знатных-благородных, вряд ли что (либо ну крайне редко) можно было найти некрещеного ( а я ведь понимаю, что говорится именно о них) еврея
Соответственно, раз положительный образ либо никому не интересен, либо недоступен, обращались в итоге к тому отрицательному, что было перед глазами - ростовщикам и прочему, и это ведь тоже своего рода правда.
Другое дело, если, как Вы говорите, порой имело быть утрирование образа самого отрицательного персонажа до абсурда - вроде продать свою дочь за ради наживы и т.д. - но это все же не повальная тенденция, а единичные случаи.

И да, я согласна, что имеет место быть христианская мягко говоря нетерпимость ко всему инородно-иноверному, что посмело завестить на "земле Русской", оно испокон веков началось и продолжается доныне. Хотя сейчас, пожалуй, ненависть к тем же кавказцам или узбекам-таджикам вытесняет презрение к евреям.
19.10.2012 в 21:40

Не все, что возможно физически, возможно психологически.
Элиф, А что по поводу ремесленников, то в принципе если их поведение укладывалось в рамки стандартного, то никому особо не было интересно это описывать.
Про русских же было интересно(Чехов, Куприн, Мамин-Сибиряк, например.)

И речь, по большей части, о крупных городах, и даже скажем уже, о двух столицах)
Во "Владычном суде" Лескова действие происходит в каких-то западно-русских е&енях, но авторской юдофобии и двойным стандартам это не мешало.

Соответственно, раз положительный образ либо никому не интересен.., обращались в итоге к тому отрицательному, что было перед глазами - ростовщикам и прочему, и это ведь тоже своего рода правда.
Если интересны только отрицательные типажи народа, то что это? :nope:
Вот, в Немецком Университете Праги перед ПМВ почти половина студентов были евреи; а Гашек в "Швейке" из всей еврейской интеллигенции империи вывел беспринципного выкреста и алкаша Отто Каца.

Тот же Жаботинский мрачно-ехидно заметил: "Образованные и полуобразованные российские евреи судят о русском обществе по русской же литературе. Поэтому очень идеализируют его и мечтают к нему присоединиться. И жестоко разочаровываются, найдя в реальности освсем другое" :(
20.10.2012 в 11:18

Get off this situation and feel fine
Ollemri, Но я все равно склоняюсь, что больше это проблема общества и отношения к евреям в обществе в целом, а не столько самой литературы) потому как - да, читателю интересны именно отрицательные представители народа, так как именно этому они поверят из-за сложившегося стереотипа. А напиши кто-нибудь доброго еврея, раздающего подаяние, гладящего по головке сирот, кроткого и незлобивого - случится взрыв негодования в адрес автора в связи с разрывом шаблона :nope:
А последнее замечание любопытно выглядит в свете предыдущих постов: если русские классики, что наглядно проиллюстрировано, изображают евреев отрицательно, то в связи с чем тогда разочарование образованных и полуобразованных, которые судят по классике? Именно они в таком случае должны изначально быть в курсе отношения русских. Или, может, я что-то не поняла в цитате, не будучи знакомой со статьей)
20.10.2012 в 22:55

Не все, что возможно физически, возможно психологически.
Элиф, больше это проблема общества и отношения к евреям в обществе в целом, а не столько самой литературы)
Да, литература - плод национальной ментальности.

читателю интересны именно отрицательные представители народа, так как именно этому они поверят из-за сложившегося стереотипа. А напиши кто-нибудь доброго еврея, раздающего подаяние, гладящего по головке сирот, кроткого и незлобивого - случится взрыв негодования в адрес автора в связи с разрывом шаблона
Разрывы шаблонов - обычная практика для писателей и даже отличительный признак хорошего писателя. Но вот юдофобные шаблоны мало кто из русских классиков, которых нас заставляли ;) проходить в школе, захотел разрывать :nope:

если русские классики, что наглядно проиллюстрировано, изображают евреев отрицательно, то в связи с чем тогда разочарование образованных и полуобразованных, которые судят по классике?
В целом оные писатели о евреях упоминали мало. Плюс избирательная глупость и слепота. Ведь, классики, когда не касались евреев, провозглашали много хороших идей и чувств. Ну и евреям хотелось верить, что этот гуманизм и к ним относится :nope:
21.10.2012 в 02:04

Get off this situation and feel fine
Ollemri, Ага, вот теперь мне в общем понятно. Не стану дальше углубляться, так как сомневаюсь, что могу добавить что-то дельное) Спасибо за беседу)