Массино Монтанари Голод и изобилие в Средние века
читать дальшеОчень интересное исследование питания в Европе от конца античности, практически до наших дней. Автор описывает, как природные условия и культура питания влияют на жизнь людей. На большей части Европы наблюдалось "противостояние" средиземноморской культуры питания (пшеница, оливковое масло, вино, рыба), которую поддерживала Католическая церковь и "варварской" (рожь, сало, пиво, мясо). Выводы автора могут показаться парадоксальными - лучше всего население питалось в VII-X веках. В дальнейшем, с увеличением плотности и численности населения, потребление мяса постоянно снижалось.
И в более позднее время прогресс нередко сопровождался не улучшением, а ухудшением условий большинства населения, к примеру во Франции внедрение более урожайной, чем пшеница, кукурузы привело к болезням среди крестьян (в кукурузе гораздо меньше белка, чем в пшенице).
Раскрыта также роль безалкогольных напитков, например, противопоставление культуры употребления чая, шоколада и кофе.
В общем, рекомендуется всем любителям истории.
Александр Сергеевич Королев Загадки первых русских князей
читать дальшеПопытка исследовать один из самых спорных моментов - возникновение древнерусского государства. Некоторые утверждения спорны, некоторые основаны на догадках, но в целом книга получилась весьма любопытной. Впрочем, предоставим слово автору.
Вся история X века, при комплексном подходе к источникам, если не использовать одно только какое-то известие, но попытаться сопоставить разные материалы, подчас не сопоставимые, представляется совсем другой. Характеры героев, их истинные устремления и мотивы поступков рисуются совсем в ином свете. Наконец, вместо Руси, в которой живут и действуют в течение целого века всего несколько князей (Вещий Олег, Игорь, Ольга, Святослав и его трое сыновей, мельком еще упоминается Мал Древлянский), перед нами предстает страна нескольких десятков только русских (полянских) князей. Один лишь договор Руси с Византией 944 года дает нам имена двадцати четырех русских крупных и мелких князей («всякого княжья», как их называет летопись). Каждый из них сидит в каком-то городке, «держит» какую-то местность в районе расселения русов. Они не просто «живут», но воюют с князьями других славянских племен, друг с другом, заключают союзы, подписывают договоры, громят в конце 960-х годов Хазарию и т. д. В общем, действуют!
А сколько князей даже не упоминаются в летописи?! Перед нами из тени на свет выступают Хельгу, совершивший в 40-х годах X века поход за три моря; «анепсий» Ольги, который вместе с ней вел какие-то переговоры с византийцами; Олег Моравский, так много сделавший для христианизации Руси; какой-то черниговский князь, воевавший в Хазарии, воевода которого спас Киев от печенегов; христианин Глеб, убитый своим братом Святославом. И все это современники. Счет князей идет уже на десятки. Если же считать вместе с князьками покоренных Киеву племен — на сотни. Реальная действительность оказывается в десятки, сотни раз ярче, интереснее и сложнее, чем ее кривое отражение в летописи.
Георгий Венус Зяблики в латах
читать дальшеАвтобиографическая повесть рассказывает о службе автора в Дроздовском полку. Война и тыл Белой армии описана жестоко и без прикрас.
Яркие штрихи оживляют картину - брошеный поезд с замерзшими ранеными, санитар, спасший там восемнадцать человек - немец-колонист, бывший боец полка им. Карла Либнехта, повешенные на яблонях дезертиры, после прихода красных сменившиеся повешенными офицерами, "В могилу Могилина" от генерала Туркула.
Для меня наряду с "Железным потоком" Серафимовича и "В тупике" Вересаева, одна из лучших повестей про Гражданскую.
Сам автор вернулся в конце 20-х на Родину, в 38-ом был арестован, умер в тюрьме.
@темы:
Хочу поделиться прочитанным,
Это вещь!