"Будь добрее, чем принято, ибо у каждого своя война, бои и потери". Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Всех с наступающим! Прихожу с повинной головой, т.к. старалась, читала много, и много вне списка, но вот "Дом, в котором..." мне так и не дался.
читать дальшеПонимаю, многие удивятся, произведение хвалят и критики, и простые читатели, и мне не то, чтобы не нравилось, но начинала читать раза 3, и никак не могла закончить. При том, что книга есть дома, я просила ее в подарок еще в позапрошлом году, ну никак, вроде и необычный язык, и герои, и атмосфера, но я почему-то не могу в нее погрузиться, дохожу до середины, и почему-то тягостно, почему-то темные стороны Дома и аллегории, и множество героев начинают путаться в голове.
Эта книга пока для меня так и осталась "драконом", к сожалению.
Прочитано: 9\10
1.Д. Остин. "Гордость и предубеждение".
читать дальше
Очень давно мне попалась в руки книга Джейн Остин, не помню уже какая (кажется, "Разум и чувства"), но не "Гордость...", это я точно помню, и совсем не понравилась, показалась затянутой и нудной. Простите меня, любители Остин, так, конечно, нельзя было судить, но после этого не хотелось больше ничего у нее читать.
А в этом году, как уже писала, участвую на дайри в Книжном Вызове, и вот как раз вспомнила про "Гордость и предубеждение" - произведение, о котором так много говорили и в разных фильмах и книгах, мне понравившихся, которое цитировали и экранизировали и о котором многие говорили с восхищением. А мистер Дарси, сотню раз упомянутый, как идеал мужчины?! Опять я попалась на всегдашнюю свою приманку - столько хороших отзывов о книге, значит и мне давно пора ее прочесть. Но здесь, что радует, я не разочаровалась. Не могу сказать, что "Гордость и предубеждение" сильно меня поразила и теперь станет "книгой на все времена" для меня, но стиль и герои были приятны, атмосфера тоже, и книга оставила легкое, ненавязчивое послевкусие.
Если можно употребить такое сравнение, чай с молоком, вот такое для меня это произведение.
Но если в общем брать английскую классику, то мне как-то ближе Диккенс, к примеру, или Вальтер Скотт со Стивенсоном - может быть, я еще не изжила с юношеского возраста любовь к приключениям, истории, больше к разнообразию действия и героев, но это уж кому что.
2. М. Петросян. "Дом, в котором".
3.К. С. Льюис. "Хроники Нарнии".
ibelieveindream.diary.ru/p195537293.htm
4.М. Энде. "Бесконечная книга".
читать дальше
если честно, "Бесконечная история" не стала "моей" книгой, как я это называю. Нет, я бы не сказала, что мне не понравилось, но все же она для меня показалась более детской, чем, например, "Хроники Нарнии" или любимый и близкий мне "Властелин Колец". Хотя по стилю, на мой взгляд, где-то было похоже на "Хроники...", по-моему, но Льюис мне оказался ближе (я старалась не сравнивать, честно, но не получилось все равно). Сама история красивая, интересная, и, так сказать, в своем жанре - мальчик, совсем простой, полненький, слабый, не блещущий на первый взгляд, особыми талантами, вдруг находит "Бесконечную историю" - книгу о событиях в стране Фантазии, а потом и сам попадает в эту страну. Фантазия погибает, ее поглощает черное НИЧТО (вот это мне понравилось, кстати, яркий образ пустой черноты, которая все наступает и наступает), а Бастиан, тот самый мальчик из нашего мира, должен спасти волшебную страну вместе с другими героями. И понять самого себя, и повзрослеть самому, что тоже очень важно.
Читалась книга быстро, но не очень внимательно, и может быть, поэтому не так меня увлекла, а может быть, мысли в то время были заняты другим (ох уж эти мои мысли, все время найдут, на что отвлечься), но мне кажется, что больше интересна она будет подросткам или детям помладше. Я люблю сказки и фэнтези и не считаю, что они пишутся для детей, однако "Бесконечная история", как я уже писала, показалась мне более детской и не задела, не увлекла меня так, как другие книги этого жанра.
Конечно же, это сугубо мое личное мнение, и оно не претендует на истину в последней инстанции ни в коем случае, как и все другие мои рецензии. :-))
5.Макс Фрай. "Лабиринты Ехо".
читать дальше
Сэр Макс и Ко, дырку над ними в небе, съедают мой мозг! А еще напускают наваждения, чтобы я читала и читала, не отрываясь, их истории.
От "Книги Огненных страниц", "Белых камней Харумбы" и "Лабиринта Мёнина" вообще оторваться не могла.
Всегда любила сюжеты, когда до того страшно и больно, что аж сердце сжимается, читать дальшеа потом оказывается, что это наваждение или кошмар героев. И я почти поверила событиям "Книги..."!
А "Тихий город" - конец цикла, и, наверное, он должен быть таким. Я честно бегала от спойлеров, но все равно по отрывкам отзывов поняла, что не все будет так просто, и радужно.
Хотя эпилог таки внушает надежду, а молодец Макс – придумал какую идею, чтобы столько людей поверило в такой необыкновенный мир Ехо!
Ну и тем более, это конец цикла "Лабиринты… ", а "Хроники…"-то только начинаются, так что, надеюсь, что и они меня не разочаруют. И там еще много историй, и сэра Макса еще много чего ждет.
Сейчас уже послушала в аудиоварианте 3 повести из "Хроник" и тоже с большим удовольствием.
6.Йен Мартелл. "Жизнь Пи".
читать дальше
Удивительный мальчик - такая сила духа и воли, такая сильная вера, что спасли его!
По-моему, не столь важно, какая из историй правдива и был ли Ричард Паркер в той шлюпке - важно то, что Пи смог выстоять и продержаться и не только не сошел с ума, но и сохранил свою веру и любовь к жизни.
7.Б. Акунин. "Аристономия".
8.В. Крестовский. "Петербургские тайны" (2 тома).
читать дальше
И пусть горят светло огни его палат,
Пусть слышны в них веселья звуки,-
Обман, один обман! Они не заглушат
Безумно страшных стонов муки!
Страдание одно привык я подмечать,
В окне ль с богатою гардиной,
Иль в темном уголку,- везде его печать!
Страданье - уровень единый!
А. Григорьев. «Город».
«…автор и не мастер изображать яркие минуты беспредельного человеческого счастья. Его удел – сколько самому ему кажется – изображение человеческого горя, нищеты и страдания: такие стороны жизни изображать не в пример легче, быть может, оттого, что они чаще встречаются в действительности и что к ним успешнее можно приглядеться».
Из 2-го тома романа «Петербургские трущобы».
У Крестовского здесь объемная хроника событий, мест и имен Петербурга 19 века, причем здесь описаны и великосветские приемы, и жизнь дам т.н. «полусвета», и жизнь простых обывателей, вплоть до разнообразных воров и преступников. Последнее вообще удивило меня, т.к. я думала, что это будет сентиментальный роман, а тут даже воровской жаргон описывается в подробных комментариях самого же автора. Довольно интересный, кстати. И эти фрагменты романа даже напоминают Акунина с его хитровскими обитателями. Хотя правильно написать, наверное, что это Акунин здесь Крестовского напоминает. :-))
Сентиментальность, впрочем, тоже есть, некоторые моменты кажутся немного наивными в описании, но нужно понимать, когда автор это писал, во-первых - тогда и был такой стиль, а во-вторых, в общем, читается все равно, интересно, хоть и объем написанного большой.
Повествование длинное, пространное, с описанием и природы, и одежды героев, и разных обстоятельств, и самих героев много (вообще, иногда напоминает Диккенса или Достоевского в этом плане), но если начать читать, то «вчитаешься», так сказать, и потихоньку входишь в эту атмосферу.
Но вот героев своих Крестовский не щадит – потому я и пишу, что книга рвет мне душу.
Знаете такое чувство, когда думаешь: «Ну же, ну заслужили уже они счастья, за что такие напасти снова», а потом опять что-нибудь с героями случается, а злодеев не наказывают – вот, что обидно! Злодеи настоящие, «махровые», я бы сказала, которых уже начинаешь по-настоящему ненавидеть, сколько зла они сделали.
9.Д. Р. Р. Толкин. "Хоббит"
читать дальше
Несмотря на то, что "Властелин Колец" был мной прочитан уже 2 раза, до "Хоббита" добралась только сейчас.
Приятно было снова оказаться в Средиземье и встретиться с Гэндальфом (точнее, Гэндальф именно здесь первый раз и появляется, насколько я знаю, просто я читала не в том порядке), и узнать, наконец, предысторию Кольца и встречи Голлума с Бильбо.
Бильбо замечательный, я за него переживала, хоть и знала, что для этого хоббита все закончится хорошо.
Сама история мне все же показалась более детской, чем "Властелин...", но не в плохом смысле детской - более светлой, что-ли, чем трилогия, хотя в "Хоббите" тоже есть, над чем подумать и погрустить.
Надеюсь в будущем добраться и до "Сильмариллиона", если получится, а пока попутешествовала вместе с Бильбо Туда и Обратно, и откладываю книгу с радостным чувством возвращения домой.
Дорога — это значит путь
По чащам, по горам
И под горой, где тьма и жуть,
И по речным волнам,
Зимой — в мороз, а летом — в зной,
Ведь путь всегда таков —
Всегда под солнцем, под луной,
Коль нету облаков!
Дорога — это надо знать —
Всегда на край земли !
А ноги сами тянут вспять
Туда, откуда шли;
Пускай огонь и тьма кругом,
Пускай враги вокруг, —
Всегда я вижу милый дом,
Любимый сад и луг!
10.Дэвис Робертсон. Дептфордская трилогия ("Пятый персонаж", "Мантикора", "Мир чудес").
читать дальше
Здесь я больше не сюжет, а свои впечатления опишу.
Пятый персонаж - кто это? Есть у нас в опере, в драматургии, да и в других жанрах разных главные герои (чаще пара), пара злодеев или комических персонажей и пятый, вроде бы непримечательный на первый взгляд герой, который, однако, имеет в судьбе всех остальных значение и важность.
Здесь вот такой пятый персонаж (он и сам себя так потом называет) Данстебл Рамзи рассказывает историю - и о себе, и о тех, с кем вырос, и кого встретил в жизни, и об их судьбах, все равно связавшихся рано или поздно с его.
Постепенно мы видим маленький городок Дептфорд, священника и его юную жену, двух парнишек, один из которых кидает снежок, в котором спрятан камень - и с этой завязки начинается долгая история.
Стиль простой, повествовательный, ненавязчивый, а герои красочно и ярко встают перед глазами, так что я потихоньку в роман влилась, вжилась, и даже удивилась, когда он закончился. Для меня "Пятый персонаж" не был увлекательной книгой, от которой не оторваться (но он для этого и не создан, это другая литература, по-моему), он довольно длинный, но, повторюсь, мир и люди, описанные в нем, становятся зримыми, понятными и ты их соотносишь с собой.
Скажут, что Рамзи заурядный, простоватый, чудаковатый, фанатично носился с идеей своей "малоумной святой", но мне близки вообще персонажи второго плана, иногда важнее и ближе даже, чем главные, так что при всей чудаковатости, странности и противоречивости героя, он мне симпатичен. А тут ведь он ведет повествование, себя не считая главным лицом, но я уже не представляю, как бы другие эту историю рассказали. Я его вижу, многое чувствую даже, как он (да, я тоже странная, еще какая), а идея с агиографией и изучением святых - знаете что, мне бы понравилось такое дело в жизни!
Конец книги оказался почти детективным, но роман, конечно, не об этом. Нарастают события, герои взрослеют, через много лет встречают друг друга, то, что долго хранилось у Данстебла Рамзи прорывается наружу (и не у него одного). И вот наш "пятый персонаж" рассказывает о гибели Боя Стонтона, одного из тех парнишек в снежном Дептфорде, того самого, что попал тогда, очень давно, камнем в юную Мэри Демстер.
В "Мантикоре" новый рассказчик - Дэвид, сын Боя Стонтона, героя предыдущей книги, и здесь он на приеме у психотерапевта постепенно рассказывает о своей жизни, выявляя и выясняя для себя многие важные моменты своей жизни и вспоминая самых разных людей и события, с которыми столкнулся.
Было грустно расстаться с "пятым персонажем" Данстоном Рамзи, но я знала из краткой аннотации, что здесь история иная, и была готова к новому герою. И он тоже мне импонирует, и стиль романа опять-таки не потерял для меня изюминки.
Повторюсь, я не мастер писать рецензии и не могу точно сказать, в чем эта изюминка, может, именно в размеренности повествования, постепенном раскрытии событий, и важных, и мелких, может, в том, что читатель тоже как бы в роли психотерапевта читает записи Дэвида и слушает его рассказы, а может и в том, что хочется узнать все-таки, чем же связаны окажутся в конце все 3 истории.
Кстати, насчет общих персонажей, очень приятно было вновь встретить Рамзи, пусть он "старая уховертка", но я прочла о нем с радостным чувством свидания с хорошим и близким другом. Так что на самом деле я не совсем права, что читатель совсем с ним расстается, тем более именно Рамзи в конце рассказывает легенду о медведе и дает своим друзьям интересный и важный, я думаю, совет:
"Медведь святого Галла собственной персоной, прошу любить и жаловать. Легенда-то известная. В начале седьмого века пришел в эти края ирландский монах по имени Галлус обращать в христианство диких горных жителей. Они, кажется, поклонялись медведям. Поселился он в пещере неподалеку от нынешнего города и проводил дни, молясь и неся слово Божие. Но святость его была столь велика, а мысли столь далеки от всего земного, что ему нужен был кто-нибудь в помощь, слуга или друг. Откуда он мог его взять, спрашивается? Но дело в том, что в пещере был еще один обитатель – большой медведь. И хитрюга Галлус заключил с медведем договор. Если медведь будет носить ему из леса дрова, то он будет кормить медведя хлебом. На том и порешили. И эта дивная коврижка (полагаю, что могу назвать ее дивной, а вы не сочтете, что я расхваливаю свой подарок) по сей день напоминает нам, что если мы по-настоящему мудры, то сумеем договориться с нашим медведем, иначе ведь умрем с голоду или даже попадем медведю на обед. Как и в истории любого святого, здесь есть мораль, и эта мораль – мой рождественский подарок тебе, Дейви, незадачливый душитель медведя в себе. И тебе, Магнус, очаровательный жулик. И тебе, моя дражайшая Лизл, хотя ты-то и так в курсе: лелей своего медведя, и медведь будет поддерживать твой огонь".
Очень ждала, что же будет в последней книге, и не то, чтобы меня разочаровало – нет, но, как ни странно, из всех трех больше всего понравилась все же первая.
А про «Мир чудес» я думала, что это будет автобиография Айзенгрима, написанная Рамзи (читай, красивая и изощренная сказка), а тут сам фокусник рассказывает о себе. Что ж, это тоже интересно, даже лучше, тем более, тут и вымысел и правда его жизни сплелись вместе, т.к. Айзенгрим и выдумывал кое-что, конечно, и приукрашивал, и, как очень верно сказано в книге, каждый рассказывает историю со своей стороны, видит в свете того, что было именно с ним и то, как смотрел на все он.
А тут еще и история загадочной Лизл, которую она сама рассказывает. И нравится, как построено повествование – тут и Рамзи снова пишет от первого лица (ну симпатичен он мне, очень рада была его и в этой части увидеть), и Айзенгрим рассказывает, и другие тоже, кто встречались на его пути, и все это переплетено вместе, и у всех свой взгляд на события.
И «подтекст» тот самый, что много раз упоминается, есть, конечно.
Жаль, что ничего не было про сына Боя Стонтона, т.к. он мне тоже стал симпатичен в «Мантикоре» (многие пишут, что это «блеклый» герой и не так ярко прописан, как другие, а я наоборот таких люблю), хотелось бы еще побольше узнать про него.
И кто же убил Боя Стонтона? Верно, пожалуй, сказала «голова» (да, тут все цитируют этот фрагмент, но он и правда важный, если не ключевой):
«Его убили те же, что и всегда, персонажи жизненной драмы: во-первых, он сам, а еще - женщина, которую он знал, женщина, которой он не знал, мужчина, исполнивший самое заветное его желание, и неизбежный пятый, хранитель его совести и хранитель камня».
читать дальшеПонимаю, многие удивятся, произведение хвалят и критики, и простые читатели, и мне не то, чтобы не нравилось, но начинала читать раза 3, и никак не могла закончить. При том, что книга есть дома, я просила ее в подарок еще в позапрошлом году, ну никак, вроде и необычный язык, и герои, и атмосфера, но я почему-то не могу в нее погрузиться, дохожу до середины, и почему-то тягостно, почему-то темные стороны Дома и аллегории, и множество героев начинают путаться в голове.
Эта книга пока для меня так и осталась "драконом", к сожалению.
Прочитано: 9\10
1.
читать дальше
Очень давно мне попалась в руки книга Джейн Остин, не помню уже какая (кажется, "Разум и чувства"), но не "Гордость...", это я точно помню, и совсем не понравилась, показалась затянутой и нудной. Простите меня, любители Остин, так, конечно, нельзя было судить, но после этого не хотелось больше ничего у нее читать.
А в этом году, как уже писала, участвую на дайри в Книжном Вызове, и вот как раз вспомнила про "Гордость и предубеждение" - произведение, о котором так много говорили и в разных фильмах и книгах, мне понравившихся, которое цитировали и экранизировали и о котором многие говорили с восхищением. А мистер Дарси, сотню раз упомянутый, как идеал мужчины?! Опять я попалась на всегдашнюю свою приманку - столько хороших отзывов о книге, значит и мне давно пора ее прочесть. Но здесь, что радует, я не разочаровалась. Не могу сказать, что "Гордость и предубеждение" сильно меня поразила и теперь станет "книгой на все времена" для меня, но стиль и герои были приятны, атмосфера тоже, и книга оставила легкое, ненавязчивое послевкусие.
Если можно употребить такое сравнение, чай с молоком, вот такое для меня это произведение.
Но если в общем брать английскую классику, то мне как-то ближе Диккенс, к примеру, или Вальтер Скотт со Стивенсоном - может быть, я еще не изжила с юношеского возраста любовь к приключениям, истории, больше к разнообразию действия и героев, но это уж кому что.
2. М. Петросян. "Дом, в котором".
3.
ibelieveindream.diary.ru/p195537293.htm
4.
читать дальше
если честно, "Бесконечная история" не стала "моей" книгой, как я это называю. Нет, я бы не сказала, что мне не понравилось, но все же она для меня показалась более детской, чем, например, "Хроники Нарнии" или любимый и близкий мне "Властелин Колец". Хотя по стилю, на мой взгляд, где-то было похоже на "Хроники...", по-моему, но Льюис мне оказался ближе (я старалась не сравнивать, честно, но не получилось все равно). Сама история красивая, интересная, и, так сказать, в своем жанре - мальчик, совсем простой, полненький, слабый, не блещущий на первый взгляд, особыми талантами, вдруг находит "Бесконечную историю" - книгу о событиях в стране Фантазии, а потом и сам попадает в эту страну. Фантазия погибает, ее поглощает черное НИЧТО (вот это мне понравилось, кстати, яркий образ пустой черноты, которая все наступает и наступает), а Бастиан, тот самый мальчик из нашего мира, должен спасти волшебную страну вместе с другими героями. И понять самого себя, и повзрослеть самому, что тоже очень важно.
Читалась книга быстро, но не очень внимательно, и может быть, поэтому не так меня увлекла, а может быть, мысли в то время были заняты другим (ох уж эти мои мысли, все время найдут, на что отвлечься), но мне кажется, что больше интересна она будет подросткам или детям помладше. Я люблю сказки и фэнтези и не считаю, что они пишутся для детей, однако "Бесконечная история", как я уже писала, показалась мне более детской и не задела, не увлекла меня так, как другие книги этого жанра.
Конечно же, это сугубо мое личное мнение, и оно не претендует на истину в последней инстанции ни в коем случае, как и все другие мои рецензии. :-))
5.
читать дальше
Сэр Макс и Ко, дырку над ними в небе, съедают мой мозг! А еще напускают наваждения, чтобы я читала и читала, не отрываясь, их истории.
От "Книги Огненных страниц", "Белых камней Харумбы" и "Лабиринта Мёнина" вообще оторваться не могла.
Всегда любила сюжеты, когда до того страшно и больно, что аж сердце сжимается, читать дальшеа потом оказывается, что это наваждение или кошмар героев. И я почти поверила событиям "Книги..."!
А "Тихий город" - конец цикла, и, наверное, он должен быть таким. Я честно бегала от спойлеров, но все равно по отрывкам отзывов поняла, что не все будет так просто, и радужно.
Хотя эпилог таки внушает надежду, а молодец Макс – придумал какую идею, чтобы столько людей поверило в такой необыкновенный мир Ехо!
Ну и тем более, это конец цикла "Лабиринты… ", а "Хроники…"-то только начинаются, так что, надеюсь, что и они меня не разочаруют. И там еще много историй, и сэра Макса еще много чего ждет.
Сейчас уже послушала в аудиоварианте 3 повести из "Хроник" и тоже с большим удовольствием.
6.
читать дальше
Удивительный мальчик - такая сила духа и воли, такая сильная вера, что спасли его!
По-моему, не столь важно, какая из историй правдива и был ли Ричард Паркер в той шлюпке - важно то, что Пи смог выстоять и продержаться и не только не сошел с ума, но и сохранил свою веру и любовь к жизни.
7.
8.
читать дальше
И пусть горят светло огни его палат,
Пусть слышны в них веселья звуки,-
Обман, один обман! Они не заглушат
Безумно страшных стонов муки!
Страдание одно привык я подмечать,
В окне ль с богатою гардиной,
Иль в темном уголку,- везде его печать!
Страданье - уровень единый!
А. Григорьев. «Город».
«…автор и не мастер изображать яркие минуты беспредельного человеческого счастья. Его удел – сколько самому ему кажется – изображение человеческого горя, нищеты и страдания: такие стороны жизни изображать не в пример легче, быть может, оттого, что они чаще встречаются в действительности и что к ним успешнее можно приглядеться».
Из 2-го тома романа «Петербургские трущобы».
У Крестовского здесь объемная хроника событий, мест и имен Петербурга 19 века, причем здесь описаны и великосветские приемы, и жизнь дам т.н. «полусвета», и жизнь простых обывателей, вплоть до разнообразных воров и преступников. Последнее вообще удивило меня, т.к. я думала, что это будет сентиментальный роман, а тут даже воровской жаргон описывается в подробных комментариях самого же автора. Довольно интересный, кстати. И эти фрагменты романа даже напоминают Акунина с его хитровскими обитателями. Хотя правильно написать, наверное, что это Акунин здесь Крестовского напоминает. :-))
Сентиментальность, впрочем, тоже есть, некоторые моменты кажутся немного наивными в описании, но нужно понимать, когда автор это писал, во-первых - тогда и был такой стиль, а во-вторых, в общем, читается все равно, интересно, хоть и объем написанного большой.
Повествование длинное, пространное, с описанием и природы, и одежды героев, и разных обстоятельств, и самих героев много (вообще, иногда напоминает Диккенса или Достоевского в этом плане), но если начать читать, то «вчитаешься», так сказать, и потихоньку входишь в эту атмосферу.
Но вот героев своих Крестовский не щадит – потому я и пишу, что книга рвет мне душу.
Знаете такое чувство, когда думаешь: «Ну же, ну заслужили уже они счастья, за что такие напасти снова», а потом опять что-нибудь с героями случается, а злодеев не наказывают – вот, что обидно! Злодеи настоящие, «махровые», я бы сказала, которых уже начинаешь по-настоящему ненавидеть, сколько зла они сделали.
9.
читать дальше
Несмотря на то, что "Властелин Колец" был мной прочитан уже 2 раза, до "Хоббита" добралась только сейчас.
Приятно было снова оказаться в Средиземье и встретиться с Гэндальфом (точнее, Гэндальф именно здесь первый раз и появляется, насколько я знаю, просто я читала не в том порядке), и узнать, наконец, предысторию Кольца и встречи Голлума с Бильбо.
Бильбо замечательный, я за него переживала, хоть и знала, что для этого хоббита все закончится хорошо.
Сама история мне все же показалась более детской, чем "Властелин...", но не в плохом смысле детской - более светлой, что-ли, чем трилогия, хотя в "Хоббите" тоже есть, над чем подумать и погрустить.
Надеюсь в будущем добраться и до "Сильмариллиона", если получится, а пока попутешествовала вместе с Бильбо Туда и Обратно, и откладываю книгу с радостным чувством возвращения домой.
Дорога — это значит путь
По чащам, по горам
И под горой, где тьма и жуть,
И по речным волнам,
Зимой — в мороз, а летом — в зной,
Ведь путь всегда таков —
Всегда под солнцем, под луной,
Коль нету облаков!
Дорога — это надо знать —
Всегда на край земли !
А ноги сами тянут вспять
Туда, откуда шли;
Пускай огонь и тьма кругом,
Пускай враги вокруг, —
Всегда я вижу милый дом,
Любимый сад и луг!
10.
читать дальше
Здесь я больше не сюжет, а свои впечатления опишу.
Пятый персонаж - кто это? Есть у нас в опере, в драматургии, да и в других жанрах разных главные герои (чаще пара), пара злодеев или комических персонажей и пятый, вроде бы непримечательный на первый взгляд герой, который, однако, имеет в судьбе всех остальных значение и важность.
Здесь вот такой пятый персонаж (он и сам себя так потом называет) Данстебл Рамзи рассказывает историю - и о себе, и о тех, с кем вырос, и кого встретил в жизни, и об их судьбах, все равно связавшихся рано или поздно с его.
Постепенно мы видим маленький городок Дептфорд, священника и его юную жену, двух парнишек, один из которых кидает снежок, в котором спрятан камень - и с этой завязки начинается долгая история.
Стиль простой, повествовательный, ненавязчивый, а герои красочно и ярко встают перед глазами, так что я потихоньку в роман влилась, вжилась, и даже удивилась, когда он закончился. Для меня "Пятый персонаж" не был увлекательной книгой, от которой не оторваться (но он для этого и не создан, это другая литература, по-моему), он довольно длинный, но, повторюсь, мир и люди, описанные в нем, становятся зримыми, понятными и ты их соотносишь с собой.
Скажут, что Рамзи заурядный, простоватый, чудаковатый, фанатично носился с идеей своей "малоумной святой", но мне близки вообще персонажи второго плана, иногда важнее и ближе даже, чем главные, так что при всей чудаковатости, странности и противоречивости героя, он мне симпатичен. А тут ведь он ведет повествование, себя не считая главным лицом, но я уже не представляю, как бы другие эту историю рассказали. Я его вижу, многое чувствую даже, как он (да, я тоже странная, еще какая), а идея с агиографией и изучением святых - знаете что, мне бы понравилось такое дело в жизни!
Конец книги оказался почти детективным, но роман, конечно, не об этом. Нарастают события, герои взрослеют, через много лет встречают друг друга, то, что долго хранилось у Данстебла Рамзи прорывается наружу (и не у него одного). И вот наш "пятый персонаж" рассказывает о гибели Боя Стонтона, одного из тех парнишек в снежном Дептфорде, того самого, что попал тогда, очень давно, камнем в юную Мэри Демстер.
В "Мантикоре" новый рассказчик - Дэвид, сын Боя Стонтона, героя предыдущей книги, и здесь он на приеме у психотерапевта постепенно рассказывает о своей жизни, выявляя и выясняя для себя многие важные моменты своей жизни и вспоминая самых разных людей и события, с которыми столкнулся.
Было грустно расстаться с "пятым персонажем" Данстоном Рамзи, но я знала из краткой аннотации, что здесь история иная, и была готова к новому герою. И он тоже мне импонирует, и стиль романа опять-таки не потерял для меня изюминки.
Повторюсь, я не мастер писать рецензии и не могу точно сказать, в чем эта изюминка, может, именно в размеренности повествования, постепенном раскрытии событий, и важных, и мелких, может, в том, что читатель тоже как бы в роли психотерапевта читает записи Дэвида и слушает его рассказы, а может и в том, что хочется узнать все-таки, чем же связаны окажутся в конце все 3 истории.
Кстати, насчет общих персонажей, очень приятно было вновь встретить Рамзи, пусть он "старая уховертка", но я прочла о нем с радостным чувством свидания с хорошим и близким другом. Так что на самом деле я не совсем права, что читатель совсем с ним расстается, тем более именно Рамзи в конце рассказывает легенду о медведе и дает своим друзьям интересный и важный, я думаю, совет:
"Медведь святого Галла собственной персоной, прошу любить и жаловать. Легенда-то известная. В начале седьмого века пришел в эти края ирландский монах по имени Галлус обращать в христианство диких горных жителей. Они, кажется, поклонялись медведям. Поселился он в пещере неподалеку от нынешнего города и проводил дни, молясь и неся слово Божие. Но святость его была столь велика, а мысли столь далеки от всего земного, что ему нужен был кто-нибудь в помощь, слуга или друг. Откуда он мог его взять, спрашивается? Но дело в том, что в пещере был еще один обитатель – большой медведь. И хитрюга Галлус заключил с медведем договор. Если медведь будет носить ему из леса дрова, то он будет кормить медведя хлебом. На том и порешили. И эта дивная коврижка (полагаю, что могу назвать ее дивной, а вы не сочтете, что я расхваливаю свой подарок) по сей день напоминает нам, что если мы по-настоящему мудры, то сумеем договориться с нашим медведем, иначе ведь умрем с голоду или даже попадем медведю на обед. Как и в истории любого святого, здесь есть мораль, и эта мораль – мой рождественский подарок тебе, Дейви, незадачливый душитель медведя в себе. И тебе, Магнус, очаровательный жулик. И тебе, моя дражайшая Лизл, хотя ты-то и так в курсе: лелей своего медведя, и медведь будет поддерживать твой огонь".
Очень ждала, что же будет в последней книге, и не то, чтобы меня разочаровало – нет, но, как ни странно, из всех трех больше всего понравилась все же первая.
А про «Мир чудес» я думала, что это будет автобиография Айзенгрима, написанная Рамзи (читай, красивая и изощренная сказка), а тут сам фокусник рассказывает о себе. Что ж, это тоже интересно, даже лучше, тем более, тут и вымысел и правда его жизни сплелись вместе, т.к. Айзенгрим и выдумывал кое-что, конечно, и приукрашивал, и, как очень верно сказано в книге, каждый рассказывает историю со своей стороны, видит в свете того, что было именно с ним и то, как смотрел на все он.
А тут еще и история загадочной Лизл, которую она сама рассказывает. И нравится, как построено повествование – тут и Рамзи снова пишет от первого лица (ну симпатичен он мне, очень рада была его и в этой части увидеть), и Айзенгрим рассказывает, и другие тоже, кто встречались на его пути, и все это переплетено вместе, и у всех свой взгляд на события.
И «подтекст» тот самый, что много раз упоминается, есть, конечно.
Жаль, что ничего не было про сына Боя Стонтона, т.к. он мне тоже стал симпатичен в «Мантикоре» (многие пишут, что это «блеклый» герой и не так ярко прописан, как другие, а я наоборот таких люблю), хотелось бы еще побольше узнать про него.
И кто же убил Боя Стонтона? Верно, пожалуй, сказала «голова» (да, тут все цитируют этот фрагмент, но он и правда важный, если не ключевой):
«Его убили те же, что и всегда, персонажи жизненной драмы: во-первых, он сам, а еще - женщина, которую он знал, женщина, которой он не знал, мужчина, исполнивший самое заветное его желание, и неизбежный пятый, хранитель его совести и хранитель камня».
@темы: Список 2014, Мой прогресс
а Льюис читается очень быстро)) даже жалко)
Удачи!
Это галлифрейский кот-ТаймЛорд - вон у него головной убор, как у Повелителей Времени с Галлифрея.
читать дальше
Но ваши версии тоже отличные. :-))
А вообще, аватарка взята вот отсюда fk-2o13.diary.ru/p190656067.htm
Но начну с "Лабиринтов" все же, т.к. если такой порядок верный, то пусть так и будет.