Грустно писать ругательные отзывы, а надо.
Алессандро Барикко "Такая история".
Нет ничего очень страшного в том, что кто-то пишет плохие книги. Но когда плохую книгу пишет автор, от которого ты уже привык ждать чего-то достойного – это воспринимается как предательство, удар под дых, вероломство и прочая, и прочая. «Такая история», увы, мне показалась именно плохой книгой.
Барикко, на мой взгляд, не слишком силен в сюжетах как таковых: его романы всегда были хороши за счет великолепного поэтичного языка, интересных ярких образов и любопытных персонажей. В «Такой истории» хваленый стиль больше похож на снежный ком изысков, образы получились невнятные, а персонажи – с неоправданной претензией на ту самую интересность. И попытка пересказать историю Европы ХХ века как историю дорог и историю жизни главного героя по имени Последний, амбициозная и интригующая попытка, провалилась с треском.
Если говорить о языке то, то в первую очередь – и во вторую, пожалуй, тоже – невероятно раздражают повторы. В определенном количестве это очень удачный, цепляющий прием, но в сотый раз читая про «капитана, который хотел спасти свои тридцать лет» понимаешь, что лучше недосолить, чем пересолить. Кроме того, на описаниях военных действий книгу хотелось просто закрыть и забыть о ней. О войне можно и нужно писать также неподходящим, на первый взгляд, языком метафор и неожиданных сравнений, поэтичным, в чем-то даже нежным языком. Потому что, хотя это и огонь, и кровь, и смерть, и отвращение – но не только. О красоте войны, той обратной стороне медали, на которую так просто и приятно, так «правильно» и так нечестно закрыть глаза Барикко роскошно написал в «Гомер. Илиада». И рафинад на страницах «Такой истории» после этого неуместен вдвойне. И, наконец, в какой-то момент испытываешь мучительное чувство дежавю, напоминающее о «Шелке»: достаточно плавное повествование, полное намеков и ускользающей красоты, и тут как обухом по голове – интимные подробности. И дело не в ханжестве; дело в том, что они кажутся столь же притянутыми за уши, как выдержки из «Камасутры» в письме английской королеве. Все хорошо, но отдельно.
Из персонажей мне полюбился только граф – естественно, по закону подлости он умер первым. И если сам Последний, помешанный на дороге, а также его родители, вызывают вежливый интерес, то Елизавета, русская княжна, продающая вместе с Последним рояли (пафос и трагедия) – только стойкое отторжение. Пафос и трагедия это вообще беда всей книги, и если в ее начале их еще можно пережить, то под конец их слишком уж много. Смерть на обочине дороги, ведь Последний так любил их, - прицельный выстрел. И долгие годы поисков неприспособленной для езды трассы, которую Елизавета отстраивает, по которой проезжает лишь однажды и которую велит уничтожить – это просто контрольный.
Я лучше сделаю вид, что «Такую историю» мне никто не рассказывал, вернусь к нежно любимым «Море-океан» и «Гомер. Илиада» и буду ждать «Замков гнева».
No offence, но это - категорически - не мой фломастер
@темы:
Хочу поделиться прочитанным,
Не читайте это под страхом смерти