«Some of them want to use you
Some of them want to get used by you
Some of them want to abuse you
Some of them want to be abused»
Marilyn Manson
А все началось с "Ямы" Куприна. Именно после неё у меня появился интерес к истории русской проституции, да и к проблеме проституции в целом. Я не люблю, когда этот вопрос поднимают в чисто художественном произведении, например, в виде Сонечки Мармеладовой в "Преступлении и наказании". "Яма", хоть и показала быт, но не дала общей картины по стране в целом. "Марья Лусьева" стала для меня неким промежуточным звеном между историей и литературой.
читать дальшеСказалось, что сам по себе Амфитеатров скорее не писатель, а журналист, но это книгу нисколько не портит. И я люблю, люблю, как он пишет - четко, сочно, ярко. Каждое слово к месту, "вода" отсутствует как факт. Читаешь, словно яблоко раскусываешь. А язык! Боже, какой замечательный самобытный язык был у нас всего каких-нибудь сто лет назад! Сама история банальна до безобразия, она повторяется, думаю, из века в век, меняется только антураж. В нашем случае мы имеем конец 19-начало 20: жила-была милая девушка, дочь бедного петербургского чиновника, родители приличные, но не шибко обеспеченные. Девушка веселая, не без способностей, но на свою беду красивая и наивная до идиотизма. Для меня самое печальное в этом романе было то, что сколько бы жизнь её не била головой об стенку учила, все оставалось без толку.
И была у Марьи подруга, Ольга, у которой не переводились наряды, безделушки и украшения. Тут и святой не устоит, позавидует. Задаривала Ольгу замечательная крестная, госпожа Рюлина, весьма известная в высшем обществе, обеспеченная особа. Однажды сбылась мечта идиота Маша получает приглашение в этот дом.
Книга тяжелая, на любителя. В ней почти нет положительных персонажей, как пел Marilyn Manson, кто-то хочет использовать тебя, кого-то используешь ты. Практически все связи между персонажами - паразитические. И страшно то, что они не монстры какие-нибудь, а просто люди, при других обстоятельствах способные на что-то большее и лучшее. Отмечу, что Марья, несмотря на свое тугодумство и бессилие, как ни странно, меня не раздражала. Амфитеатров не стремится показать её супервумэн, но это и к лучшему, так ей больше веришь.
«— Я не героиня... характера у меня нет, трусиха я, дрянь!.. отстоять себя не сумела! Всему, чего от меня потребовали, покорилась, на все пошла и сдалась.»
Роман богат на яркие образы, тут тебе и утонченная Рюлина, владелица самого шикарного "дома", и ловкая Адель, которая не на секунду не упустит выгоды, и безрассудно жестокая Буластиха... Здесь нет героев второго плана - Ольге, Катерине Харитоновне, "Княжне" сочувствуешь и симпатизируешь ничуть не меньше, чем Марье, а то и больше.
Читать или нет? В книге почти нет откровенных или жестких сцен, автор сумел показать грязь проституции без них. Если тема не вызывает отвращения, то читать. А еще лучше - слушать в замечательном исполнении Галины Самойловой. Голос на любителя, но к манере письма Амфитеатрова подходит, по-моему, идеально.
И последнее, в "Марье..." замечательный конец, не классический "хэппи", но не совсем плохой. После него захотелось улыбнуться и поверить, что рано или поздно все будет хорошо!
"Марья Лусьева за границей"
Моя первая реакция на этот роман - огромный фейспалм от поступков героини. Да уж, даже отпущенный на свободу раб никогда не перестанет быть рабом. Эту «жизнутвернждающую» мысль Амфитеатров задел на страницах первого романа, здесь же развернулся на всю.
Итак, Италия, Милан. Матвей Ильич во время путешествия встречает старую знакомую, откликающуюся на необычное для русского уха имя "Фриона". И о том, что с ней произошло после их встречи в К., и пойдет рассказ.
Продолжение мне показалось интересным, но не захватывающем. Другая жизнь, другие нравы... понять сложнее, а от того книга оставила более тягостное впечатление, чем первая. Лучше всего об этом сказал сам Амфитеатров:
«Мне столько доставалось на веку моем за парадоксы противоположений, что — одним больше, одним меньше — все равно. Вот:
— Латинский разврат страшен тем, что он совсем не страшен.
Он улыбается и считает, — и это более жутко для «славянской души», чем весь вой Сенной, притворный хохот Невского проспекта, мечтательное безумие Насти, истерика купринской «Ямы» (прекрасная реалистическая вещь, покуда не резонерствует в ней неумный болтун репортер) и холодный вызов андреевских «Христиан»... За воем, хохотом, истерикою, холодом самобытного отрицания вы не перестаете чувствовать живого человека. Этого-то вот здесь и нету... Слова избитые и опошленные — «жертва общественного темперамента» — приобретают здесь гораздо более страшное и антисоциальное значение, потому что в русской проституции они почти всегда определяют процесс, еще творящийся, в латинской — завершенный до конца.»
Запоминающихся героев хватает, а вот динамики - маловато. Но если понравилась первая книга, то вторая тоже не оставит равнодушным. Любителей фемслэша точно, одна Аличе чего стоит!
@темы:
Хочу поделиться прочитанным,
Только для взрослых,
Список 2013,
Мой прогресс
И да, не думала, что русская классика может оказаться настолько интересной.