понедельник, 08 июня 2009
Было время, когда интенсивно все вокруг меня ругали Макса Фрая. Или хвалили Макса Фрая. Я слушала это всё пофигистично и читала что-то другое, думая: "нужно почитать и это при случае". А вот сейчас снова близ меня прошёлся кусочек обсуждения, напомнил, а "Лабиринт" давно стоит на полке, я и подумала: прочитаю! и буду знать.
(хотя ещё раньше я начала читать "Жалобную книгу", кой-что нравилось, кой-что нет, а потом я её бросила, не помню уже почему, кажется, случайно; пока читала, всё думала: это писал мужыг?? ненененененене, ненененене, Дэвид Блейн, ниубеждайте меня, я не из этих ребят; ну а потом наткнулась на историю деанонимизации М.Ф., и всё встало на места). Чувствую в себе желание пройти между горячими поклонниками и ненавистниками. И пройду.
Похвалю.
читать дальшеТаковы бывают хорошие фанфики, как эта книжка. Автор переполнен неприкрытой острейшей невоздержаннейшей любови к главному герою, а это, мне кажется, свойственно больше для фанфикшна и аналогичной некоммерческой литературы. Профессиональные пейсатели, разумеется, тоже любят своих героев, но в большой литературе, по-моему, принято свою любовь стыдливо прятать. Это как правило этикета, что ли, как принято скрывать своё желание пожрать, когда компания сидит за накрытым столом и ждёт опаздывающих гостей.
Есть в этой демонстративной любви что-то наивное и искреннее. Фанфики-то и появляются часто из нежности и обожания, которые испытал фикрайтер к миру и героям. Некоммерческой литературе вообще свойственны наивность и пофигизм. Пофиг, если автор чего-то не знает, автор наивно придумает это (и даже наивно признается, что придумал). Как студент, который ваще к экзамену не готов, берёт и сочиняет ответ, испросивши совета у воображения. Воображение врёт, разумеется, зато складно. Экзаменатор, разумеется, поставит "два", зато поржёт, смешить людей великое благо (я часто отрывалась от книжки, ржа: "о бог мой, какая феерическая чушь! но мило"). Ляпы, нестыковки и недостоверности в "Лабиринте" почти все такого плана. Могу об этом подробнее, если кому интересно. Я знаю, что здесь есть любители М. Ф., кторые могут сказать: какие-такие ляпы? янизаметил!! яниверю!! гони пруфпик!!!
Ещё чем Фрай похож на фанфик. Часто эти самые фикрайтеры рисуют любимых мужских персонажей женщинами. В общем, хорошими такими женщинами. Мне бы понравились такие в жизни, наверно. Макс именно из разряда таких. Прочие герои тоже нет-нет да и ведут себя как девицы. Дальше. "Положительные" (любимые) герои все похожи друг на друга, как, кхе, сёстры. И изъясняются одинаково.
маленькое добавление: я зря стала читать книжку именно сейчас, когда я уже две недели как перешёл на гречку с майонезом, в надежде сохранить денег на летние путешествия; герои просто постоянно дразняще жрут чего-то, гы; зато сама еда подробно не описывается, и это, по-моему, круто. Поругаю.
читать дальшеВсе про Макса всё знают. Все за ним следят. Все друг друга понимают с полуслова.
Возразите мне: это же волшебный мир! здесь и не такое возможно!
И я тогда отвечу: такое взаимопонимание берётся не из волшебной природы Ехо, а из башки автора, которая является для отдельно взятого мира исполняющей обязанности интеграла. Башка автора -- мировая башка, откуда черпают информацию все герои, и ни один из них не жив и не сам по себе и даже не марионетка, а тряпичная куколка, которую надевают на конечность, и автор многорук. А ещё похожее бывает в текстовых ролевушках, когда плохой игрок не может отыграть незнание, ну не получается у него (и не хочет он: как же он может не знать? он ведь крут?), вот он и вынужден под руководством гордыни и тщеславия придумывать волшебные костыли, откуда он знает то или иное, приписывать себе невозбранно развитую интуицию и т.п.
Ни авторы такие, ни игроки не могут создать живого автономного персонажа, персонаж растёт из автора, и это ну слишком заметно. Это авторы одного персонажа (у М.Ф. все персонажи одинаковые, я уже говорила это), это актёры одной роли.
И поболтаю и посравниваю.
читать дальшеКстати, Олди такие же. Они немного больше свободы могут дать персонажам, но тоже, тоже. Всё одинаковое. И круть размазывать по страницам так же сильно любят (кроме повести "Ваш выход"!!! "Ваш выход" это отлично. Это самое лучшее, что я у них читала).
Эх уж эта ваша волшебная фэнтезя. Ну разве великий и могучий Толкиен так писал? (старый толкиенист внутри меня сокрушённо качает головой). Да нифига же! Может, он и эпичненький, но у него все разные. Он не какую-то роль любил, а всю историю целиком. Ну, положим, упрекают Толкиена, что у него не люди, а архетипы (хотя он не знал этого слова, скорее всего). Пусть, но они разные! И у каждого своя роль, и нет тыщи могучих героев, отличающихся полом, возрастом, цветом волос и глаз и группой крови, как в онеме, но на деле одинаковых, одинаковых, одинаковых, олицетворяющих единственную силу их мира: волю автора и его жгучую всеразрушительную любовь.
поэтому Толкиен велик, а все эти подражатели-продолжатели нет.
Р. S. В слове "велик" ударение на второй слог.
(;
@темы:
Хочу поделиться прочитанным,
Жвачка для мозга
Хроники Ехо... хмм, мне при прочтении казалось, что там нет интриги и почти-безвыходных-ситуаций. Все как-то чересчур просто. Всегда знаешь, что придет Макс, плюнет в злодея/злодейку - и все будет хорошо. Ну или не Макс, а Лонли-Локли. Герои в Хрониках - не то, что мне там нравилось, ненене ) Мне нравился сам Ехо. И автору, наверно, больше всего нравился именно Ехо ) Мы сидим в бетонных многоэтажках, смотрим в окно на асфальтовую дорогу, читаем про узкие мощеные улицы и каменные двухэтажные дома Ехо, и ловим кайф ) Может, я мало читала фэнтези, но такой красивый мир, и именно городской мир, редко где встретишь.
А "Жалобная книга" мне понравилась больше. )
Вы путаете Хроники и Лабиринты.
1) Действуют персонажи одинаково в одних и тех же ситуациях. Самое яркое -- все они одинаково реагируют на Макса, я даже не говорю в плане шкалы "нравится -- не нравится"; ведь и доброжелательность разная бывает и симпатия, а тут совсем одинаковое отношение.
2) говорят ваще одинаково. Самое яркое -- это словечки "парень", "мальчик", "дорогуша", "девочка" и др., которые юзают абсолютно все. Можно было бы предположить, что таковы языковые традиции Ехо, но ведь и Макс до попадания в Ехо тоже так говорил. И бомж-маньяк, который на трамвае в Ехо прибыл.
Лонли-Локи от всех немного отличался, но когда угробил одного из обладателей своих перчаток, перестал выбиваться из коллектива. Я огорчилась.
Голубянка, кстати да. Интриги действительно нет.
с другой стороны, такие книжки уютно читать.
Кстати, мне "Жалобная книга" тоже больше нравилась. Нужно дочитать, что ли. Только нет её у меня сейчас.
Lachtinel, цитируй, разумеется (%
Айн, такие книжки уютно читать
про Ехо я бы так не сказала... некоторые книги там были ну оочень жуткие.