Сальвадор Дали «Дневник одного Гения».
"Дневник" - это выдержки из дневника (я надеюсь, ибо если это весь дневник - то он беден) за одиннадцать лет жизни и творчества. Создается впечатление, что Дали дневниковый - как вышедший на сцену клоун. Он кривляется, прыгает, ковыряет в носу, подкручивает усы, тут же испражняется и исследует чем же ему удалось покакать, и при всем этом - голосом философа говорит о вещах внутренне-важных, сокровенных. Цепляет на нить бытовых мелочей мысли и образы, пытаясь уйти по ним, как по воздушным ступеням в мир творчества и иррациональности. Интересно заглядывать в его быт и в события его жизни. Ощущение, что мир вращается вокруг Дали - медленнее в Кадакасе, каруселью - в Америке. Эксперименты его с вещами, модой и категориями кажутся сумасшедшими и дешевыми. А труд над картинами - долгим, скрупулезным, и чрезвычайно серьезным. Дали, не стесняясь, постоянно превозносит свою гениальность и божественность Галы, этот момент в дневнике раздражает, как общаться с сумасшедшим и поддакивать каждой его несуразице - лишь бы не рассердить.
Если подняться над мишурой слов, в Дали восхищает трудолюбие. Оно у него не монотонное, хотя он день ото дня работает над одной и той же деталью, а наполненное бурей эмоций. Наверное, так и нужно работать.
Сальвадор Дали «50 приемов мастерства».
"50 приемов мастерства" написаны в стиле средневековых книг для мастеров прикладных наук. Пять четвертей книги - о сродстве красок и вещей, приемах как узнать закончена ли картина, геометрии, расположении натурщика, уходе за глазом и рукой. К вопросу творчества тот же ремесленный подход: секреты о том, как спать, о том, как организовать написание картины, где жить и как выбирать жену - всё ради творчества. Большей частью "секретов" в принципе невозможно воспользоваться - для этого надо быть Дали, жить где жил Дали, ходить теми же тропами и вылавливать тех же морских ежей. (Иногда закрадывается мысль, что книга эта – очередная мистификация, в духе сюрреалиста)
Эдмунд Свинглхарст «Сальвадор Дали. Исследуя иррациональное».
"Исследуя иррациональное" - небольшой гид по жизни и творчеству. Глубоко в тему Свинглхарст не погружается (и хорошо). Выхватывая из цельной картины несколько образов, давая им традиционно-далианское толкование, и уходя дальше. Гид его поверхностен, но охватывает основные вехи творчества Дали и самые известные картины. Воочию видно, как и из чего развивался Дали-художник. Наглядно, но несколько смещенно: творчеству юного Дали Свинглхарст уделяет столько же внимания и пространства - сколько Дали зрелому, с отточенной техникой и изменившейся парадигмой его иррационально-критического метода.
"Дневник" - это выдержки из дневника (я надеюсь, ибо если это весь дневник - то он беден) за одиннадцать лет жизни и творчества. Создается впечатление, что Дали дневниковый - как вышедший на сцену клоун. Он кривляется, прыгает, ковыряет в носу, подкручивает усы, тут же испражняется и исследует чем же ему удалось покакать, и при всем этом - голосом философа говорит о вещах внутренне-важных, сокровенных. Цепляет на нить бытовых мелочей мысли и образы, пытаясь уйти по ним, как по воздушным ступеням в мир творчества и иррациональности. Интересно заглядывать в его быт и в события его жизни. Ощущение, что мир вращается вокруг Дали - медленнее в Кадакасе, каруселью - в Америке. Эксперименты его с вещами, модой и категориями кажутся сумасшедшими и дешевыми. А труд над картинами - долгим, скрупулезным, и чрезвычайно серьезным. Дали, не стесняясь, постоянно превозносит свою гениальность и божественность Галы, этот момент в дневнике раздражает, как общаться с сумасшедшим и поддакивать каждой его несуразице - лишь бы не рассердить.
Если подняться над мишурой слов, в Дали восхищает трудолюбие. Оно у него не монотонное, хотя он день ото дня работает над одной и той же деталью, а наполненное бурей эмоций. Наверное, так и нужно работать.
Сальвадор Дали «50 приемов мастерства».
"50 приемов мастерства" написаны в стиле средневековых книг для мастеров прикладных наук. Пять четвертей книги - о сродстве красок и вещей, приемах как узнать закончена ли картина, геометрии, расположении натурщика, уходе за глазом и рукой. К вопросу творчества тот же ремесленный подход: секреты о том, как спать, о том, как организовать написание картины, где жить и как выбирать жену - всё ради творчества. Большей частью "секретов" в принципе невозможно воспользоваться - для этого надо быть Дали, жить где жил Дали, ходить теми же тропами и вылавливать тех же морских ежей. (Иногда закрадывается мысль, что книга эта – очередная мистификация, в духе сюрреалиста)
Эдмунд Свинглхарст «Сальвадор Дали. Исследуя иррациональное».
"Исследуя иррациональное" - небольшой гид по жизни и творчеству. Глубоко в тему Свинглхарст не погружается (и хорошо). Выхватывая из цельной картины несколько образов, давая им традиционно-далианское толкование, и уходя дальше. Гид его поверхностен, но охватывает основные вехи творчества Дали и самые известные картины. Воочию видно, как и из чего развивался Дали-художник. Наглядно, но несколько смещенно: творчеству юного Дали Свинглхарст уделяет столько же внимания и пространства - сколько Дали зрелому, с отточенной техникой и изменившейся парадигмой его иррационально-критического метода.
Новая парадигма мировоззрения (гуглить))